История древнерусской литературы. Гладышева С.Н. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

7
«Житие Сергия Радонежского» . Нравственное и политическое значение «Жития» .
Лиризм в изображении Сергия, особенности повествовательного стиля.
Общая характеристика агиографического творчества Пахомия Логофета.
Развитие в XV веке областных литератур, отстаивание ими политической и цер-
ковной самостоятельности.
Литературные памятники Новгорода. Развитие летописания. Легендарные и жи-
тийные произведения, возвеличивающие прошлое Новгорода. Сепаратистские тенденции
в новгородской литературе. Культ архиепископа Иоанна в «Повести о путешествии Нов-
городского архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим» . Занимательность сюжета .
Еретические течения в Новгороде. Ересь жидовствующих и ересь стригольников.
Социальный и рационалистический характер ереси. «Повесть о новгородском посаднике
Щиле» как отражение борьбы с ересью стригольников.
Сказания о конце Новгорода, созданные после утраты независимости вольной фео -
дальной республикой . «Житие Зосимы и Савватия Соловецких» . Легендарный характер
жития, отразившего борьбу с «литовской партией» Марфы Борецкой .
«Повесть о новгородском белом клобуке» как доказательство предопределенности
перехода духовной власти из Рима в Новгород . Разделение светской и церковной властей .
Утверждение превосходства «белого клобука» (церковной власти) над «царским венцом»
(светской властью ). Политическая тенденциозность новгородской литературы .
Псковская литература. Повесть о «Псковском взятии» . Лиризм и драматизм повес-
ти.
Тверская литература. Тверь и Москва. «Слово похвальное тверскому князю Борису
Александровичу» . Публицистичность слова .
Переводная литература второй половины XIII XV вв. Новые переводы творений
«отцов церкви» : Василия Великого, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова , Аввы
Дорофея. Агиографии Григория Синаита , Феодосия Тырновского , Федора Едесского, Ио-
анна Рыльского, Илариона Меглинского, Стефана Немани, Саввы , Стефана Лазаревича.
Апокрифическая литература : «Вопросы Иоанна Феолога» , «Вопросы Варфоломеевы к Бо-
городице» , «Никодимово евангелие» . Переводы греческих хроник Константина Манассии
и Иоанна Зонары . Появление второй редакции Еллинского летописца, хронологических
сборников свидетельство роста на Руси интереса ко всемирной истории .
Тема 5. Литература централизованного русского государства
(конец XV XVI вв.)
Завершение политического объединения северо- восточной Руси вокруг Москвы .
Напряженная политическая и идеологическая борьба. Столкновение двух враждующих
между собой церковных группировок «стяжателей» и «нестяжателей». Публицистический
характер большинства памятников литературы этого периода.
Проблема царской власти в «Повести о мутьянском воеводе Дракуле» и «Повести
об Иверской царице Динаре» . Исторические прототипы главных героев. Образы правите-
лей .
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Патриотизм , любознательность , ве-
ротерпимость автора. Описание Индии. Особенности жанра, языка и стиля «Хождения» ,
автобиографизм произведения, его общерусский характер .
Публицистика XVI в. Рост личностного начала. Интенсивное осмысление принци-
пов духовной и светской власти. Отражение в публицистике полемики по кардинальным
политическим проблемам своего времени (характер государственного управления, место
и роль в этом управлении царя, боярства , служилого дворянства и монашества ). Творчест-
во публицистов XVI в. значимый этап в самоопределении публицистики как особого ви-
да творчества.
                                          7

       «Житие Сергия Радонежского». Нравственное и политическое значение «Жития».
Лиризм в изображении Сергия, особенности повествовательного стиля.
       Общая характеристика агиографического творчества Пахомия Логофета.
       Развитие в XV веке областных литератур, отстаивание ими политической и цер-
ковной самостоятельности.
       Литературные памятники Новгорода. Развитие летописания. Легендарные и жи-
тийные произведения, возвеличивающие прошлое Новгорода. Сепаратистские тенденции
в новгородской литературе. Культ архиепископа Иоанна в «Повести о путешествии Нов-
городского архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим». Занимательность сюжета.
       Еретические течения в Новгороде. Ересь жидовствующих и ересь стригольников.
Социальный и рационалистический характер ереси. «Повесть о новгородском посаднике
Щиле» как отражение борьбы с ересью стригольников.
       Сказания о конце Новгорода, созданные после утраты независимости вольной фео-
дальной республикой. «Житие Зосимы и Савватия Соловецких». Легендарный характер
жития, отразившего борьбу с «литовской партией» Марфы Борецкой.
       «Повесть о новгородском белом клобуке» как доказательство предопределенности
перехода духовной власти из Рима в Новгород. Разделение светской и церковной властей.
Утверждение превосходства «белого клобука» (церковной власти) над «царским венцом»
(светской властью). Политическая тенденциозность новгородской литературы.
       Псковская литература. Повесть о «Псковском взятии». Лиризм и драматизм повес-
ти.
       Тверская литература. Тверь и Москва. «Слово похвальное тверскому князю Борису
Александровичу». Публицистичность слова.
       Переводная литература второй половины XIII – XV вв. Новые переводы творений
«отцов церкви»: Василия Великого, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Аввы
Дорофея. Агиографии Григория Синаита, Феодосия Тырновского, Федора Едесского, Ио-
анна Рыльского, Илариона Меглинского, Стефана Немани, Саввы, Стефана Лазаревича.
Апокрифическая литература: «Вопросы Иоанна Феолога», «Вопросы Варфоломеевы к Бо-
городице», «Никодимово евангелие». Переводы греческих хроник Константина Манассии
и Иоанна Зонары. Появление второй редакции Еллинского летописца, хронологических
сборников – свидетельство роста на Руси интереса ко всемирной истории.

          Тема 5. Литература централизованного русского государства
                             (конец XV – XVI вв.)
        Завершение политического объединения северо-восточной Руси вокруг Москвы.
Напряженная политическая и идеологическая борьба. Столкновение двух враждующих
между собой церковных группировок «стяжателей» и «нестяжателей». Публицистический
характер большинства памятников литературы этого периода.
       Проблема царской власти в «Повести о мутьянском воеводе Дракуле» и «Повести
об Иверской царице Динаре». Исторические прототипы главных героев. Образы правите-
лей.
       «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Патриотизм, любознательность, ве-
ротерпимость автора. Описание Индии. Особенности жанра, языка и стиля «Хождения»,
автобиографизм произведения, его общерусский характер.
       Публицистика XVI в. Рост личностного начала. Интенсивное осмысление принци-
пов духовной и светской власти. Отражение в публицистике полемики по кардинальным
политическим проблемам своего времени (характер государственного управления, место
и роль в этом управлении царя, боярства, служилого дворянства и монашества). Творчест-
во публицистов XVI в. – значимый этап в самоопределении публицистики как особого ви-
да творчества.