Религиоведение. Глебов Г.И. - 105 стр.

UptoLike

Составители: 

1. оппозиционность к господствующим в данном обществе ценностям и идеалам;
2. наличие элементов социального протеста, чаще всего пассивного;
3. синкретический (смешанный) характер вероучения, где переплетены философские
учения, элементы различных традиционных религий и их нравственных доктрин,
мистика;
4. иерархическая организация, включающая в себя подчинение воле авторитарного
лидера;
5. жесткие нравственные и поведенческие правила жизни;
6. коллективные формы культуры.
Отечественные исследователи согласны в том, что распространение новых религий
обусловлено главным образом следующими причинами:
1. резким ростом социальных проблем, стремлением людей найти в новоявленных
культах иллюзорную компенсацию жизненной незащищенности, прибежище от
невыносимых материальных невзгод, бытовой неустроенности. Для этой части
общества старые религии утратили свою привлекательность, так как дискредитировали
себя как сторонники существующего порядка вещей.
2. Стремлением ликвидировать духовный вакуум, вызванный разочарованием в
господствующих нравственных принципах, неприятии прагматизма и самореализации
культурной жизни.
Сегодня нет общепринятой классификации нетрадиционных религий. Отечественные
авторы выделяют четыре-пять групп новых культов, исследователи США - 12 групп. Однако
расхождения вызваны скорее всего тем, что в США эти культы получили большее
распространение и более разнообразны.
Наиболее часто выделяют четыре группы:
1. Неохристианские объединения: "Дети Бога", "Церковь тела Христа", "Церковь
унификации" и др. Для этих исповеданий характерно стремление объединить
христианское вероучение с элементами восточных религий, наукообразная фразеология
в изложении вероучения, ярко выраженные мотивы скорого конца света и мессианизм,
наделении руководителя статусом посланника Бога, "живого Бога", сообщающего
людям новое откровение и высшие нравственные предписания.
2. Сайентологические (от слова sciens - наука) или наукообразные направления.
Классический представитель - "Церковь сайентологии" Р. Л. Хаббарда. В этих
направлениях получают мистическую трактовку различные неисследованные явления
природы и психики человека.
3. Неоориенталистские культы: "Общество сознания Кришны", "Тихоокеанский узел -
буддийский центр", "Миссия Божественного света" и др. Общей чертой всех этих
      1. оппозиционность к господствующим в данном обществе ценностям и идеалам;
      2. наличие элементов социального протеста, чаще всего пассивного;
      3. синкретический (смешанный) характер вероучения, где переплетены философские
         учения, элементы различных традиционных религий и их нравственных доктрин,
         мистика;
      4. иерархическая организация, включающая в себя подчинение воле авторитарного
         лидера;
      5. жесткие нравственные и поведенческие правила жизни;
      6. коллективные формы культуры.
      Отечественные исследователи согласны в том, что распространение новых религий
обусловлено главным образом следующими причинами:
      1. резким ростом социальных проблем, стремлением людей найти в новоявленных
         культах иллюзорную компенсацию жизненной незащищенности, прибежище от
         невыносимых материальных невзгод, бытовой неустроенности. Для этой части
         общества старые религии утратили свою привлекательность, так как дискредитировали
         себя как сторонники существующего порядка вещей.
      2. Стремлением   ликвидировать    духовный   вакуум,   вызванный    разочарованием   в
         господствующих нравственных принципах, неприятии прагматизма и самореализации
         культурной жизни.
      Сегодня нет общепринятой классификации нетрадиционных религий. Отечественные
авторы выделяют четыре-пять групп новых культов, исследователи США - 12 групп. Однако
расхождения вызваны скорее всего тем, что в США эти культы получили большее
распространение и более разнообразны.
      Наиболее часто выделяют четыре группы:
      1. Неохристианские объединения: "Дети Бога", "Церковь тела Христа", "Церковь
         унификации" и др. Для этих исповеданий характерно стремление объединить
         христианское вероучение с элементами восточных религий, наукообразная фразеология
         в изложении вероучения, ярко выраженные мотивы скорого конца света и мессианизм,
         наделении руководителя статусом посланника Бога, "живого Бога", сообщающего
         людям новое откровение и высшие нравственные предписания.
      2. Сайентологические (от слова sciens - наука) или наукообразные направления.
         Классический представитель - "Церковь сайентологии" Р. Л. Хаббарда. В этих
         направлениях получают мистическую трактовку различные неисследованные явления
         природы и психики человека.
      3. Неоориенталистские культы: "Общество сознания Кришны", "Тихоокеанский узел -
         буддийский центр", "Миссия Божественного света" и др. Общей чертой всех этих