Религиоведение. Глебов Г.И. - 33 стр.

UptoLike

Составители: 

Важное место в истории христианской догматики занимают решения IV Вселенского
собора 451 года (Халкидонского). Собор проходил в условиях широкого распространения на
Востоке империи монофизитства , учившего, что божественная природа поглотила во Христе
природу человеческую. Но если Христос не Богочеловек, а Бог, то догмат об искуплении, как и в
случае с арианством, лишается всякого смысла, ибо Бог в силу своей природы не мог истинно
страдать на кресте, физические муки может переживать только существо человеческой (тварной)
природы. Центральный эпизод Нового Завета превращался в пошлый спектакль.
Халкидонский собор отверг учение монофизитов как еретическое. Тем самым было
завершено создание учения об Иисусе Христе, которое ныне исповедует большинство христиан.
Не разделяющие этого учения церкви именуются "нехалкидонскими". Крупнейшими среди них
являются находящиеся на позициях монофизитства Армяно-григорианская и Эфиопская церкви.
В IV - V веках церковь оформилась как учреждение, как единая организация. Отдельные
общины, возглавляемые епископами, объединяются в митрополии , центрами которых были
обычно административные центры римских провинций. Затем начался процесс консолидации
митрополий в более крупные территориальные объединения, получившие название патриаршеств
. В VI веке система патриаршеств окончательно конституируется: император Юстиниан I
определил пять городов, считавшихся центрами патриаршеств, и расположил их в соответствии с
их значимостью в следующем порядке: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия и
Иерусалим. Каждому из патриаршеств подчинялись соответствующие митрополии, а
митрополиям - епископии. Епископии теряют демократические формы своей организации. Их
руководителей с IV века определяет не община, а митрополит.
В IV - V веках конституируется и монашество.Оно возникло в Египте в конце III века
Первоначальное монашество было независимым от церкви движением, выразившим протест
против установившихся общественных отношений, не отвечавшим идеалам раннего
христианства. Монахи порывали со всеми формами социального общения и расселялись
отшельниками-одиночками вдалеке от людей. Они отрекались от цивилизации, усматривая
смысл жизни в исключительном служении Богу: молитвой, бодрствованием, умерщвлением
плоти, другими, как это принято называть, подвигами.
Разрозненные поселения отшельников постепенно объединялись. Одни из них
образовывали лавры - совокупность взаимосвязанных отшельнических келий, другие стали
киновиями , или общежительными обителями, где монахи жили совместно и сообща вели свое
хозяйство. Являясь по сути трудовыми коммунами, они оказались чрезвычайно жизнеспособной
организацией и уже в IV веке превратились в богатые и влиятельные учреждения. Решением
Халкидонского собора монашество было объявлено подчиненным епископату.
      Важное место в истории христианской догматики занимают решения IV Вселенского
собора 451 года (Халкидонского). Собор проходил в условиях широкого распространения на
Востоке империи монофизитства , учившего, что божественная природа поглотила во Христе
природу человеческую. Но если Христос не Богочеловек, а Бог, то догмат об искуплении, как и в
случае с арианством, лишается всякого смысла, ибо Бог в силу своей природы не мог истинно
страдать на кресте, физические муки может переживать только существо человеческой (тварной)
природы. Центральный эпизод Нового Завета превращался в пошлый спектакль.
      Халкидонский собор отверг учение монофизитов как еретическое. Тем самым было
завершено создание учения об Иисусе Христе, которое ныне исповедует большинство христиан.
Не разделяющие этого учения церкви именуются "нехалкидонскими". Крупнейшими среди них
являются находящиеся на позициях монофизитства Армяно-григорианская и Эфиопская церкви.
      В IV - V веках церковь оформилась как учреждение, как единая организация. Отдельные
общины, возглавляемые епископами, объединяются в митрополии , центрами которых были
обычно административные центры римских провинций. Затем начался процесс консолидации
митрополий в более крупные территориальные объединения, получившие название патриаршеств
. В VI веке система патриаршеств окончательно конституируется: император Юстиниан I
определил пять городов, считавшихся центрами патриаршеств, и расположил их в соответствии с
их значимостью в следующем порядке: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия и
Иерусалим.   Каждому    из    патриаршеств   подчинялись    соответствующие     митрополии,    а
митрополиям - епископии. Епископии теряют демократические формы своей организации. Их
руководителей с IV века определяет не община, а митрополит.
      В IV - V веках конституируется и монашество.Оно возникло в Египте в конце III века
Первоначальное монашество было независимым от церкви движением, выразившим протест
против   установившихся      общественных    отношений,    не   отвечавшим    идеалам   раннего
христианства. Монахи порывали со всеми формами социального общения и расселялись
отшельниками-одиночками вдалеке от людей. Они отрекались от цивилизации, усматривая
смысл жизни в исключительном служении Богу: молитвой, бодрствованием, умерщвлением
плоти, другими, как это принято называть, подвигами.
      Разрозненные    поселения    отшельников   постепенно     объединялись.   Одни    из   них
образовывали лавры - совокупность взаимосвязанных отшельнических келий, другие стали
киновиями , или общежительными обителями, где монахи жили совместно и сообща вели свое
хозяйство. Являясь по сути трудовыми коммунами, они оказались чрезвычайно жизнеспособной
организацией и уже в IV веке превратились в богатые и влиятельные учреждения. Решением
Халкидонского собора монашество было объявлено подчиненным епископату.