Религиоведение. Глебов Г.И. - 32 стр.

UptoLike

Составители: 

организации Константин разглядел потенциальную прочную опору абсолютизма. По
Миланскому эдикту 313 года христианской церкви возвращались все права и имущество.
Начинается процесс превращения христианства в государственную религию. Он завершился в
325 году, когда по велению императора в г.Никее состоялся церковный собор, догматические
решения которого были оформлены в двух указах - от лица собственно собора и от лица
императора. Таким образом, богословское постановление приобрело характер государственно-
обязательного, а глава государства выступил в роли и главы церкви.
Собор в Никее получил название первого вселенского, т.к. на нем впервые были
представлены епископы со всей империи, а не какой-то одной ее части, региона, как это было
ранее. Созыв столь представительного собрания был вызван острым религиозным спором,
грозившим расколоть церковь.
Разногласия по богословским вопросам возникали в христианстве и ранее, что было
естественно для молодой религии, еще только вырабатывавшей свою догматику. В центре всех
споров стояло учение о трех ипостасях христианского Бога (Троица) и связанная с ним трактовка
личности Христа. Уже во II веке возник ряд групп, отрицавших, что Бог един по существу, но
троичен в лицах. Они признавали лишь Бога-Отца, считая остальные лица Троицы не равными
ему. В III веке отрицание божественности Иисуса получило более широкое распространение, это
учение поддержал видный деятель церкви сирийский епископ Павел Самосатский. Во всех этих
выступлениях проявилось стремление найти компромисс между христианством и античным
рационалистическим мировоззрением.
С особой остротой споры о Троице развернулись в IV - V веках сразу же после
официального признания христианства. В 318 году с утверждением, что Христос не
"единосущен", но лишь "подобносущен" Богу-Отцу выступил священник из Египта Арий . Он
учил, что Христос не Бог, а посредник между Богом и людьми, сотворенный Богом, что-то вроде
ангелочеловека, сущность которого отлична от Божьей. Арий делал христианство более
доступным массе верующих, но при этом обесценивал идею, на которой основано все учение: о
Боговоплощении и искупительном страдании Христа-Богочеловека ради спасения человечества.
На соборе в Никее, а затем на II Вселенском соборе в Константинополе (Царьграде) арианство
было осуждено как ересь. Принятый этими соборами символ веры (см.тексты ч.VI) утвердил
формулу о "единосущности" Бога-Отца и Бога-Сына. Вариантом арианства явилось в V веке нес
торианство (по имени патриарха Нестория). Спасаясь от преследований, несториане бежали
вглубь Азии вплоть до Китая. В ряде стран Азии несторианство имеет приверженцев и сегодня.
На II Вселенском соборе были разрешены некоторые разногласия и по вопросу о третьем
лице Троицы - Святом Духе. Упоминаемый ранее лишь попутно, он был поставлен рядом с
Богом-Отцом и Богом-Сыном.
организации   Константин    разглядел   потенциальную    прочную     опору   абсолютизма.   По
Миланскому эдикту 313 года христианской церкви возвращались все права и имущество.
Начинается процесс превращения христианства в государственную религию. Он завершился в
325 году, когда по велению императора в г.Никее состоялся церковный собор, догматические
решения которого были оформлены в двух указах - от лица собственно собора и от лица
императора. Таким образом, богословское постановление приобрело характер государственно-
обязательного, а глава государства выступил в роли и главы церкви.
      Собор в Никее получил название первого вселенского, т.к. на нем впервые были
представлены епископы со всей империи, а не какой-то одной ее части, региона, как это было
ранее. Созыв столь представительного собрания был вызван острым религиозным спором,
грозившим расколоть церковь.
      Разногласия по богословским вопросам возникали в христианстве и ранее, что было
естественно для молодой религии, еще только вырабатывавшей свою догматику. В центре всех
споров стояло учение о трех ипостасях христианского Бога (Троица) и связанная с ним трактовка
личности Христа. Уже во II веке возник ряд групп, отрицавших, что Бог един по существу, но
троичен в лицах. Они признавали лишь Бога-Отца, считая остальные лица Троицы не равными
ему. В III веке отрицание божественности Иисуса получило более широкое распространение, это
учение поддержал видный деятель церкви сирийский епископ Павел Самосатский. Во всех этих
выступлениях проявилось стремление найти компромисс между христианством и античным
рационалистическим мировоззрением.
      С особой остротой споры о Троице развернулись в IV - V веках сразу же после
официального признания христианства. В 318 году с утверждением, что Христос не
"единосущен", но лишь "подобносущен" Богу-Отцу выступил священник из Египта Арий . Он
учил, что Христос не Бог, а посредник между Богом и людьми, сотворенный Богом, что-то вроде
ангелочеловека, сущность которого отлична от Божьей. Арий делал христианство более
доступным массе верующих, но при этом обесценивал идею, на которой основано все учение: о
Боговоплощении и искупительном страдании Христа-Богочеловека ради спасения человечества.
На соборе в Никее, а затем на II Вселенском соборе в Константинополе (Царьграде) арианство
было осуждено как ересь. Принятый этими соборами символ веры (см.тексты ч.VI) утвердил
формулу о "единосущности" Бога-Отца и Бога-Сына. Вариантом арианства явилось в V веке нес
торианство (по имени патриарха Нестория). Спасаясь от преследований, несториане бежали
вглубь Азии вплоть до Китая. В ряде стран Азии несторианство имеет приверженцев и сегодня.
      На II Вселенском соборе были разрешены некоторые разногласия и по вопросу о третьем
лице Троицы - Святом Духе. Упоминаемый ранее лишь попутно, он был поставлен рядом с
Богом-Отцом и Богом-Сыном.