Религиоведение. Глебов Г.И. - 65 стр.

UptoLike

Составители: 

8. ПРОТЕСТАНТИЗМ
8.1. Закат феодализма и кризис католической церкви. Реформация. Учение
Мартина Лютера и начало протестантского движения. Современное
лютеранство. Кальвинизм и его роль в истории буржуазного общества.
Англиканство. Протестантизм в России. Фундаментализм и модернизм
в протестантизме.
Протестантизм - наиболее молодое ответвление христианства, возникшее в начале XVI
века.
В период перехода Западной Европы от феодализма к капитализму католическая церковь
переживала глубокий кризис. Традиционное католичество не соответствовало изменившимся
социальным условиям: новый поднимающийся класс общества - буржуазия, нуждался в таких
формах и средствах религиозной жизни, которые укрепляли бы и освящали свойственные
буржуазному обществу институты, социальные порядки, мораль, этику. Католическая же церковь
продолжала выступать яростной защитницей средневековых порядков, поскольку сама являлась
крупнейшим феодалом Европы. Таким образом, борьба с отжившим общественным строем
оказалась неразрывно связанной с борьбой против католической церкви, против папской
надгосударственной империи, духовно подчинявшей и материально эксплуатировавшей
практически каждого жителя Европы.
В уничтожении папской власти были прямо заинтересованы не только буржуазные слои
европейского общества, но и многие феодальные правители, которых раздражало постоянное
вмешательство Рима в политические дела, его стремление к политическому господству.
Антипапские настроения были характерны для значительной части дворянства и рыцарства,
ненавидевших богатое духовенство, которое постоянно увеличивало свои земельные владения и
выступало удачливым конкурентом светской знати в деле ограбления низших слоев общества.
Растущее недовольство все более охватывало крестьянство, задавленное церковной десятиной и
бесконечной работой на церковных полях. Положение усугублялось тем, что ненасытная
алчность католического духовенства , продажность, аморализм священников и монахов давно
уронили авторитет церкви до невероятно низкого уровня. Особое возмущение вызывали
безнравственная торговля индульгенциями, дававшая любому выродку моментальное отпущение
грехов. Даже в церковной среде все чаще возникало стремление реформировать церковь,
очистить ее от злоупотреблений, восстановить в ней нравы апостольских времен. На этой почве
уже в XIV - XV веках возникают массовые движения (лолларды в Англии, гуситы в Чехии),
идеология и вожди которых (священник Джон Уиклиф, теолог Ян Гус) обвиняли церковь в
отходе от учения Христа, забвении предписаний Священного Писания, требовали
преобразования церкви в духе евангельских заветов. Их выступления, продолжая традиции
                                      8. ПРОТЕСТАНТИЗМ

            8.1. Закат феодализма и кризис католической церкви. Реформация. Учение
                Мартина Лютера и начало протестантского движения. Современное
                лютеранство. Кальвинизм и его роль в истории буржуазного общества.
                Англиканство. Протестантизм в России. Фундаментализм и модернизм
                в протестантизме.

         Протестантизм - наиболее молодое ответвление христианства, возникшее в начале XVI
века.
         В период перехода Западной Европы от феодализма к капитализму католическая церковь
переживала глубокий кризис. Традиционное католичество не соответствовало изменившимся
социальным условиям: новый поднимающийся класс общества - буржуазия, нуждался в таких
формах и средствах религиозной жизни, которые укрепляли бы и освящали свойственные
буржуазному обществу институты, социальные порядки, мораль, этику. Католическая же церковь
продолжала выступать яростной защитницей средневековых порядков, поскольку сама являлась
крупнейшим феодалом Европы. Таким образом, борьба с отжившим общественным строем
оказалась неразрывно связанной с борьбой против католической церкви, против папской
надгосударственной империи, духовно подчинявшей и материально эксплуатировавшей
практически каждого жителя Европы.
         В уничтожении папской власти были прямо заинтересованы не только буржуазные слои
европейского общества, но и многие феодальные правители, которых раздражало постоянное
вмешательство Рима в политические дела, его стремление к политическому господству.
Антипапские настроения были характерны для значительной части дворянства и рыцарства,
ненавидевших богатое духовенство, которое постоянно увеличивало свои земельные владения и
выступало удачливым конкурентом светской знати в деле ограбления низших слоев общества.
Растущее недовольство все более охватывало крестьянство, задавленное церковной десятиной и
бесконечной работой на церковных полях. Положение усугублялось тем, что ненасытная
алчность католического духовенства , продажность, аморализм священников и монахов давно
уронили авторитет церкви до невероятно низкого уровня. Особое возмущение вызывали
безнравственная торговля индульгенциями, дававшая любому выродку моментальное отпущение
грехов. Даже в церковной среде все чаще возникало стремление реформировать церковь,
очистить ее от злоупотреблений, восстановить в ней нравы апостольских времен. На этой почве
уже в XIV - XV веках возникают массовые движения (лолларды в Англии, гуситы в Чехии),
идеология и вожди которых (священник Джон Уиклиф, теолог Ян Гус) обвиняли церковь в
отходе     от   учения   Христа,   забвении   предписаний   Священного   Писания,   требовали
преобразования церкви в духе евангельских заветов. Их выступления, продолжая традиции