ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Мировоззрение и мироощущение человека средневековья
Каждая историческая эпоха имеет свое, присущее ей мироощущение, свои представления о природе и обществе, времени и про-
странстве, порядке мироздания и отношений людей в обществе и т.д.
В основе средневекового миросозерцания и миропредставления лежала особая система ценностей, созданная христианством.
Мировоззрение средних веков было теологическим, а ценностная шкала определялась религией. Сама средневековая эпоха была
сформирована христианским наследием.
Христианство в качестве новой религии появилось еще во времена Римской империи (в I в. н.э.) и с самого начала играло двойст-
венную роль: оно восприняло духовные ценности античного мира, поставив в центр мироздания человека, а с другой стороны, оно
выступило в качестве самого мощного разрушителя античных ценностей. Оно выработало свои представления о начале и конце мира, в
то время как античная, языческая философия исходила из признания вечности мира.
К концу античной эпохи христианство одержало окончательную победу над язычеством, что означало гибель античной культуры
и цивилизации.
Античное мировоззрение основывалось на убеждении, что в мире существует всеобщая гармония, что он существует вечно, а че-
ловек является органической частью этого мира. Античное мироощущение также придавало большое значение человеческому разуму,
его способности самостоятельно познавать мир и изменять его.
В христианстве же утвердилась иная система ценностей, которая отрицала вечность мира и признавала роль Творца – Бога в ка-
честве существа изначального, вечного и неизменного.
Страх перед неотвратимым наказанием порождал в средневековом обществе особую психологическую атмосферу. Поэтому столь
частым явлением были массовые покаяния, пострижения в монахи. Теоцентризм средневековой культуры принуждал к постоянным
раздумьям над тщетностью судьбы, непрочностью жизни и близостью смерти.
Для средневекового мировоззрения характерно было представление о дуализме мира: в сознании средневекового человека мир
делился на видимый, осязаемый, воспринимаемый нашими чувствами земной мир и мир потусторонний, идеальный – небесный, кото-
рые неотделимы друг от друга. Примирение или противопоставление этих двух миров – проблема, занимавшая средневековое сознание
на всех уровнях: и высших, и низовых.
Согласно теологическому миропредставлению, мир делится на две части и в человеке присутствуют два начала: тело и душа. Те-
ло мыслилось «темницей души», которую нужно было освободить для достижения высшего блаженства.
Красота человека выражалась в торжестве его духа над телом. Христианство утверждало особый тип духовности, при котором
главное внимание уделялось внутреннему миру человека, его нравственным установкам, смыслу человеческого существования, осуж-
дению насилия, идеям всеобщего равенства.
У средневековья были свои нравственные нормы и принципы: основой нравственности стали верность и вера.
Огромным было воздействие христианства и религиозного мировоззрения на средневековое искусство. Практически все его тво-
рения служили религиозному культу. Архитектура, например, отражала красоту и значение божественного миропорядка. Средневеко-
вое искусство, в отличие от античного, почти не выражало радость земного бытия, чувственное восприятие реального мира.
Показательно также отсутствие жанра портрета в средневековой живописи, что можно объяснить отрицанием конкретного, дета-
лизированного изображения пространства или человека.
Наиболее распространенным и популярным жанром литературы тогда были жития святых; самым типичным образом архитекту-
ры – собор; самым распространенным жанром живописи – икона; излюбленными образами скульптуры – персонажи Священного Пи-
сания.
Церковь регламентировала не только искусство – жестоко преследовались ею ереси, инакомыслие, сочинения тех философов и
ученых, которые расходились с официальной церковной доктриной.
У истоков средневековья и феодализма в Западной Европе стояли две социальные системы: греко-римская, античная, и варвар-
ская, германская. Итогом их встречи и стало рождение средневекового мира.
Античное наследие художественной культуры V – X вв.
Важнейшим источником культуры раннего средневековья было античное наследие. Западная Европа воспринимала свое антич-
ное прошлое преимущественно в римско-латинском одеянии. Это была в первую очередь поздняя античность, окруженная величием
империи и триумфом христианства, античность последних великих языческих и христианских авторов.
Важнейшим инструментом культурной преемственности между античностью и средневековьем была латынь, сохранившая свое зна-
чение как язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, науки и учености. Но латинский язык, взаимодей-
ствуя с разнообразными местными наречиями (германцев, кельтов и пр.), вскоре сделался не похожим на самого себя и стал в то же время
основой развития европейских национальных языков. Ввиду господствующего положения латыни на раннем этапе средневековья истори-
ки литературы и языка часто называют эту эпоху «латинским средневековьем».
Раннее средневековое общество в подавляющей своей части было неграмотным, поэтому письменность тогда не служила средст-
вом человеческой коммуникации.
В процессе усвоения культурного наследия античности важнейшую роль сыграла риторика. В Древнем Риме она была и частью
образования, и неотъемлемым элементом образа жизни. В средние века риторическая культура сохранила свое значение и существенно
повлияла на облик средневековой культуры.
Большое влияние на культуру раннего средневековья оказала также римская школьная традиция, римская система образования,
которая дожила до VII в. В римской риторической школе аудитория была достаточно узкой и состояла из избранных членов римского
общества, а в раннее средневековье в школы начали принимать и крестьян, и горожан, и рыцарей, и клириков. В раннее средневековье
качество обучения было низким. Система образования была достаточно примитивной и имела утилитарный характер.
«Остготское» и «Вестготское» Возрождение
Наиболее яркие явления в культурной жизни V – VII вв. в Западной Европе были связаны с «Остготским Возрождением» – пе-
риодом культурного подъема в Остготской Италии во время правления Теодориха (493 – 526 гг.).
Крупнейшими деятелями «Остготского Возрождения» были Боэ-ций и Кассиодор. «Последний римлянин» Боэций (ок. 480 – 524
гг.) сетовал на то, что римская свобода погибла, а в поэтических образах своего трактата «Об утешении философией» стремился выра-
зить всю нестабильность своего времени и земного бытия. Он был автором ряда школьных трактатов, причем задачи образования Бо-
эций определял в рамках чисто просветительских, светских. Его трактаты «Наставления к арифметике» и «Наставления к музыке»,
сочинения по логике и теологии, переводы некоторых трудов Аристотеля стали фундаментом системы средневекового образования.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- …
- следующая ›
- последняя »