Культурология. Головашин В.А. - 33 стр.

UptoLike

Составители: 

Об архитектуре каролингской эпохи можно судить по немногим сохранившимся знаниям и данным археологии. Известно, что то-
гда появились новые типы сооружений, так называемые бугри, представлявшие собой укрепленный военный лагерь, со временем пре-
вратившийся в резиденцию феодала.
При Карле Великом велось большое строительство в Аахене. Один из самых знаменитых памятниковздание дворцовой капел-
лы. Капелла служила местом хранения государственных и церковных реликвий. Архитектуру каролингской эпохи отличало примене-
ние тяжелых арочных конструкций.
В каролингский период большое внимание стали уделять сооружению крипт, ставших второй церковью в храме.
Монументальная живопись каролингской эпохи почти не сохранилась. Однако известно, что в IX в. мозаики и фрески украшали
стены императорских дворцов и епископских резиденций. На них были изображены библейские персонажи, римские полководцы и
императоры, а также каролингские монархи. Пространство в живописных полотнах этой эпохи не трехмернооно заменено плоско-
стью. Скульптура «Каролингского Возрождения» в основном представлена статуэтками из слоновой кости.
Каролингская культура заложила фундамент дальнейшей эволюции европейского художественного творчества, сделав его дос-
тоянием античную традицию. Но «Каролингское Возрождение» оказалось поверхностным и недолговечным; оно пришло в состояние
полного упадка сразу после смерти Карла. Во Франкском государстве закрылись школы и библиотеки. Свое историческое место оно
уступило трем новым государствам, впоследствии игравшим главную роль в европейском культурном развитииФранции, Германии
и Италии.
Последние столетия раннего средневековья почти не дали высоких образцов искусства и литературы за исключением, пожалуй,
скандинавской эпической поэзии, сохранившей древнейшие сказания германских племен.
«Оттоново» Возрождение
Х век был временем культурного упадка Европы, связанного в основном с последствиями опустошительных вторжений норма-
нов, венгров и арабов. Только в конце Х в. наметился некоторый подъем культуры в Германии, называемый «Оттоновым Возрождени-
ем».
В середине Х в. сильному германскому королю Оттону I (936 – 973 гг.) удалось на время преодолеть сепаратистские устремления
герцогов. Он осуществил завоевательный поход в Северную Италию, которая признала его власть. Заняв Рим, Оттон I в 962 г. был ко-
ронован императорской короной из рук римского папы. В результате захвата Северной и Средней Италии германскими феодалами в
Западной Европе образовалось новое государствоСвященная Римская империя германской нации.
«Оттоново Возрождение» характеризовалось, прежде всего, распространением образованности среди высших слоев германского
общества, а также расцветом искусства книжной миниатюры. Главным центром последнего был монастырь Райхенау, рукописи кото-
рого украшены строгим по рисунку миниатюрным узором, с преобладанием золотого фона.
При Оттоне I и Оттоне II (973 – 983 гг.) в Германии велось большое строительство. Воздвигались новые церкви и монастыри,
простые по форме и напоминающие крепости. Ведущее место занимала строительная школа в Саксонии.
Архитектура «Оттонова Возрождения» была предвестником рождавшегося в Х в. романского стиля, расцвет которого произойдет
в ХI – ХII вв.
Особенности культуры XI – XIII вв.
Период, наступивший на европейском материке после 1000 г., характеризовался, в отличие от предшествующего, бурным подъе-
мом, затронувшим самые различные сферы: экономическую, технологическую, политическую, религиозную, художественную, соци-
альную, интеллектуальную. Этот подъем не одновременно проявлялся в разных регионах, но в целом он охватил ХI – ХIII вв.
Составляющими этого великого подъема были, во-первых, крупные демографические сдвиги, выразившиеся в значительном рос-
те численности населения Европы. Во-вторых, значительно усилился экономический рост, затронувший и деревню, и город. В-третьих,
наблюдался небывалый политический подъем, связанный с ростом средневековых городов и образованием централизованных госу-
дарств. В-четвертых, европейский подъем был связан с новой волной христианизации, крестовыми походами. В-пятых, он нашел выраже-
ние в высоком расцвете искусствасначала романского, а затемготического. И в-шестых, культурный подъем в Европе означал неви-
данный интеллектуальный расцвет, появление светских городских школ и университетов.
Всесторонний экономический, политический и культурный подъем в Западной Европе был бы невозможен без соответствующей
материальной базы.
Великий подъем, переживаемый Западной Европой в ХI – ХIII вв., нашел яркое отражение в сферах художественного творчества
и образования. Духовная жизнь пришла в движение, культуру стал пронизывать мирской дух. В искусстве и литературе пробудился
интерес к земной жизни и человеку, происходит крупный сдвиг в системе художественного изображения, который связывают с рожде-
нием реализма.
Культурная жизнь Западной Европы в ХI – ХIII вв. значительно усложнилась по сравнению с периодом раннего средневековья.
Это было следствием разнообразных влияний и взаимопроникновения различных элементов культуры. Общим моментом культурной
жизни всех регионов Европы был заметный рост светских тенденций в культуре и искусстве, усиление интереса к человеческой лично-
сти и, как результат, к античному наследию. Если в раннее средневековье центрами развития культуры и искусства были монастыри и
монастырские школы, то в ХI – ХIII вв. эта роль переходит к городам; ярче всего культура расцветает в двух областяхв системе об-
разования и в архитектуре.
Возникновение романского стиля
В Х в., на грани двух эпохраннего и развитого феодализма, – в архитектуре и искусстве впервые возник единый общеевропей-
ский стильроманский.
Романский стиль подразумевал наследие некоторых черт архитектуры и отдельных строительных приемов римлян, однако этими
признаками не исчерпываются особенности архитектуры зрелого средневековья. Первоначально термин «романский» применялся
только по отношению к архитектуре.
Наиболее ярко черты зрелого романского стиля проявились в архитектуре Франции, где сложилось несколько местных школ.
Монументальностью композиции отличалась бургундская школа, богатым скульптурным декоромшкола Пуату и, напротив, строгой
отделкойнормандская школа.
Главными типами архитектурных сооружений в романскую эпоху были феодальный замок, монастырский ансамбль и храм. Ро-
манскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты: основные создания роман-
ского стиляэто замок-крепость и храм-крепость. Замковый ансамбль включал в себя также высокую прямоугольную или круглую
башнюдонжон, под которой располагались подземелья, многочисленные кладовые и помещения для слуг и охраны.