ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
вом рыцарских романов, в том числе бретонского цикла, были поиски святого Грааля – чаши, в которую, по преданию, была собрана
кровь распятого Христа.
В бретонский цикл романов входит и прекрасная «Повесть о Тристане и Изольде» – поэма о вечной, неумирающей страсти, кото-
рая возгорается в главных героях после того, как они по ошибке выпивают любовный напиток.
Крупнейшим представителем жанра рыцарского романа в ХII в. был французский поэт Крестьен де Труа. Он также пересказывал
легенды Артуровского цикла и воплощал их в своих романах в стихах. Рыцарский роман отразил рост светских тенденций в литерату-
ре, а также обострение интереса к человеческим чувствам и переживаниям. Он передал последующим эпохам представление о том, что
стало называться рыцарством.
Вместе со светской рыцарской культурой в Западной Европе ХI – ХIII вв. распространяется культура городов, антифеодальная и
антицерковная по своей направленности, сатирически заостренная и весьма вольнолюбивая. Эти черты были особенно характерны для
городской литературы, отразившей возросшее самосознание третьего сословия. Городские поэты тяготели к изображению повседнев-
ного быта обитателей города – ремесленников, торговцев, представителей плебса, феодалов, служителей церкви. Они ценили трудо-
любие, практическую смекалку, лукавство, хитроумие и пронырливость горожан. Героями городской литературы стали смышленый
ремесленник или крестьянин, хитрый поп, которые без труда оставляли в дураках богачей, кичащихся своим сословным превосходст-
вом.
Наиболее популярным жанром городской литературы были стихотворная новелла, басня или шутка. В XII в. появились также
произведения городского сатирического эпоса. Всем им были присущи реалистические черты, сатирическая заостренность и немного
грубоватый юмор. Они высмеивали корыстолюбие католического духовенства, грубость и невежество феодалов, их алчность и веро-
ломство.
Возникновение готического стиля
В XIII столетии расцветает готический стиль, ставший высшим художественным синтезом средневековья. Истоки происхождения
готики искали в разных направлениях. Усматривали их и в подражании стилю деревянной техники, и в очертаниях лесной чащи, вызы-
вающих чередование света и тени, и в облике колонн, собранных в пучки, и даже в воспроизведении огромного, оснащенного, много-
мачтового корабля. Связывали готику также с германским вкусом и германской стихией.
Ведущим видом искусства в готике было зодчество, а высшим его достижением – строительство городских кафедральных собо-
ров. Появившись в Северной Франции, готический стиль быстро распространился по странам Западной, Центральной и Северной Ев-
ропы, а после крестовых походов проник в Сирию, на о. Кипр и Родос.
Готическое искусство тесно связано с городом, поэтому не случайно, что в типах готических построек большое место заняли зда-
ния бирж, складов, судов, таможен, рынков, больниц и пр. Главную же роль в готической архитектуре играли городские соборы и ра-
туши: первые были символом богатства, а вторые – независимости.
Переход от романского стиля к готическому в западноевропейской архитектуре совершался в XII–XIII вв. Он был отмечен целым
рядом технологических новшеств и новых стилистических элементов.
Одним из шедевров французской готики является собор Парижской Богоматери – знаменитый Парижский Нотр-Дам. Образцом
зрелой готики и академией искусств стал знаменитый французский собор в Реймсе – месте традиционной коронации королей Франции.
Самый знаменитый во Франции готический монастырь – Сен Мишель в Нормандии, который высится на скале. Его называли Лa
Мервей, что значит «чудо».
Готическое зодчество Германии почти на целое столетие отстало в своем развитии от французского. Оно долго сохраняло суро-
вость романского стиля. Самый знаменитый готический собор Германии – Кельнский.
Готика Испании испытывала сильное влияние мавританской архитектуры, отсюда ее чрезмерная пышность и декоративность (со-
бор в Леоне, Бургосе и др.)
В XIV в. готическое искусство завоевало всю Европу. Даже в далеком Новгороде появились здания в готическом стиле. Много-
численные его памятники сосредоточены в городах Нидерландов, Австрии, Венгрии, Польше, Прибалтике.
Западноевропейская культура XIV–XV вв.
На втором этапе развитого средневековья значительно возрастает роль Европы как носителя прогрессивных тенденций мировой
истории. Если раньше страны Востока по темпам своего развития несколько опережали Запад, то к XIV в. Европа выдвигается на ве-
дущее место.
В XIV в. произошло падение авторитета католической церкви и папства, что привело к значительным последствиям и изменени-
ям в духовной жизни Европы. Развитие городов и торговли, укрепление централизованных государств также способствовало высвобо-
ждению духовной культуры из-под диктата церкви, успехам техники и научного знания, развитию интереса к светскому знанию. Цен-
трами интеллектуальной жизни становятся университеты.
Культурное развитие западноевропейского региона в XIV–XV вв. характеризовалось следующими основными особенностями:
• освобождением от влияния церкви;
• постепенным складыванием национальных характеров и национальных культур;
• возникновением в Италии особого гуманистического мировоззрения, нового понимания человека и нового типа культуры –
ренессансного.
Рубеж XIII–XIV вв. оказался переломным в культурной жизни Италии. Как бы венчает средневековье и в то же время высится у ис-
токов Возрождения величайшая фигура Данте Алигьери (1265 – 1321 гг.) – «последнего поэта средневековья и первого поэта нового
времени». Творчество Данте и его личность стоят на грани старого, церковно-феодального мировоззрения и нового, гуманистического.
Сложнейшая фигура Данте воплотила характерные черты духовной жизни средневековья, а с другой стороны, стала предвестником
новой культурно-исторической эпохи – Возрождения.
Великому итальянскому поэту, стоящему на грани двух эпох, была свойственна двойственность мышления, выразившаяся в соче-
тании абстрактных средневековых аллегорий и символов с глубокими и искренними человеческими чувствами. В главном произведе-
нии Данте – «Божественной комедии» – наряду с высочайшими абстракциями выражена реальность мира, его конкретика, живые лю-
ди, их чувства и действия. Поэтому сама поэма, живописующая загробный мир, тем не менее очень человечна, пристрастна и букваль-
но дышит жизнью. «Божественная комедия» – вершина творчества Данте – была написана им в годы изгнания, в Равенне.
Данте считают создателем общеитальянского литературного языка – его главное произведение написано не на средневековой латы-
ни, а на народном тосканском диалекте. Поэма Данте – единственное в своем роде произведение мировой литературы, ее непревзой-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- …
- следующая ›
- последняя »