Культурология. Головашин В.А. - 37 стр.

UptoLike

Составители: 

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (2 часа)
Во второй половине ХV в. параллельно с зарождением капиталистических отношений в ряде стран Западной и Цен-
тральной Европы (а в Италии уже в ХIV в.) начинается новый период в культурном и идеологическом развитии, полу-
чивший в историографии название эпохи Возрождения, или Ренессанса.
Что же «возрождалось» и почему?
Возрождалось по-новому понимаемое античное наследие в связи с возникновением широкого общественного интереса к культу-
ре, а именно к наукам и искусству, основы которых были заложены этой культурой. Возрождались философия и естествознание, лите-
ратура и театр. Кончился наконец тысячелетний гнет католической церкви, отвергавшей и извращавшей античную культуру.
По мере роста городов и образования в них значительной бюргерской прослойки становилось чуждым аскетическое средневеко-
вое миросозерцание, внушаемое католической церковью, ее представление о мире как о «юдоли плача и страданий». В среде бюргер-
ства нарождалось светское миропредставление. Люди стали ближе к реальностям жизни.
Как уже было сказано, воздействие античности ощущалось раньше, чем в остальной Европе, и сильнее оказалось в Италии, где на
ка-
ждом шагу встречались памятники древнеримского искусства.
Следом за Италией попытки воскресить и продолжить ушедшую культуру все чаще делались и в других странах Западной и Цен-
тральной Европы. В стороне от этого процесса была только Россия, в которой в силу ряда исторических причин интерес к античности
пробудился на два века позже.
В спасенных при падении Рима и Византии рукописях, в вырытых из их развалин шедеврах скульптуры и архитектуры перед
изумленным Западом предстал прекрасный мир античной науки, литературы и искусства. Это открытие пробудило в странах Европы
интерес к классической латыни и к языку Древней Греции. С тех пор они стали обязательным условием получения высшего гумани-
тарного образования.
Впервые термин «Возрождение» стал применяться уже в XVI в. А двумя столетиями позже Вольтер и другие просветители, про-
тивники феодализма и капитализма, рассматривали эпоху Возрождения как продолжение общественного прогресса, начатого в антич-
ности и прерванного по вине церкви в средние века длительным и всеобщим варварством. При этом просветители игнорировали все
успехи науки и искусства, которых человечество добилось в средние века, особенно в XIV и XV вв. Прошлое виделось просветителям
только в отблеске костров инквизиции. Культуру Возрождения нельзя рассматривать как простое копирование и следование античным
образцам. В эпоху Возрождения наследие, полученное Европой от древних ее обитателей, творчески перерабатывалось и только после
этого усваивалось. Оно прошло следующие этапы: Раннее (XIV в., Италия), Высокое (90-е гг. XV – первая треть XVI вв.) и Позднее Воз-
рождение (вторая половина XVI в.).
Надо сказать, что не во всех странах Европы и не в одно и то же время имели место эти этапы. Так, в Нидерландах не было Высо-
кого Возрождения, а в ГерманииПозднего. Только в Италии ясно просматриваются периоды Проторенессанса (предвестника Возро-
ждения), Раннего, Высокого и Позднего Возрождения. В этом отношении Италия является страной классического Возрождения. Все
его этапы представлены здесь новой живописью, скульптурой и архитектурой.
Первыми крупнейшими мастерами живописи XIV в. были флорентийские художники Джотто (1266 – 1337) и Мазаччо (1401 –
1428). Оба использовали фресковую живопись для росписи стен храмов. При этом церковно-религиозные сюжеты ими трактовались в
реалистическом духе. На фресках изображались не статичные «образы», а живые люди. Религиозные сюжеты и действия фантазией
художников как бы переносились на улицы их родной Флоренции. XV в. стал веком открытия художниками законов перспективы.
Фигуры стали выпуклыми, а пространствотрехмерным.
Крупнейшим архитектором Раннего Возрождения был Брунеллески (1377 – 1445). Он создал свой архитектурный стиль, в кото-
ром причудливо переплетались элементы древнеримской, романской и готической архитектуры. С помощью точных расчетов он ре-
шил трудную задачу возведения купола на знаменитом соборе Марии дель Фьоре во Флоренции. Этому и другим его архитектурным
сооружениям присущи легкость, гармония и удивительная соразмерность всех частей.
Брунеллески можно считать первым архитектором, явившим миру новый, если можно так выразиться, жизнерадостный тип
дворца вместо мрачных замков средневековья.
Другим крупным архитектором Раннего Возрождения стал Рафаэль Альберти. Опираясь на наследие античных художников, он
сформулировал теорию искусства живописи. Ему принадлежит авторство «Десяти книг об архитектуре». В них он изложил научную
теорию новой архитектуры, основанную на результатах изучения античных памятников. Знание творчества античных мастеров спо-
собствовало и созданию им теории искусства живописи. Крупным скульптором этого периода стал Донателло (1386 – 1466), который,
изучая классические античные образцы, искал пути освоения принципов их создания.
Конец XV – начало XVI вв. – время объединения всех достижений Раннего Возрождения. Гуманистические принципы, состав-
лявшие идейную основу всего искусства эпохи Возрождения, получают уже на этом раннем этапе свое наиболее полное воплощение.
Поистине титаном Возрождения стал человек, имя которого известно всему миру, – это Леонардо да Винчи (1452 – 1519). Он был
и замечательным художником, талантливым скульптором, и архитектором, одним из первых теоретиков искусства, а также выдаю-
щимся специалистом и знатоком во всех известных в то время науках, начиная от математики и физики и кончая геологией и астроно-
мией. Леонардо да Винчи был одним из основателей эмпирического метода. Познание мира, согласно Леонардо да Винчи, происходит
с помощью чувств, которые обогащаются разумом. Он считал, что предметом науки может быть только материальный мир. При по-
мощи учения о так называемой двойственной истине Леонардо да Винчи отграничивал науку от религиозных суеверий. Вместе с тем
он отказывался от критики католицизма и занимал примиренческую позицию по отношению к церкви. Леонардо да Винчи был не
только ученым, математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физи-
ки. Он был подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения, чье творчество знаменовало грандиозный качественный
сдвиг в искусстве. Искусство для Леонардо было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного тру-
да, и в то же время это произведения высокого искусства. Леонардо воплощал собой новый тип художникамыслителя, ученого, по-
ражающего широтой взглядов, многогранностью таланта.
В 1480 г. Леонардо уже имеет свою мастерскую и получает заказы. Однако страстное увлечение наукой часто отвлекает его от
занятий искусством. Недописанными остались большая алтарная композиция «Поклонение волхвов» и «Святой Иероним».
Не найдя должной оценки своего таланта при дворе Лоренцо Медичи с его культом изысканной утонченности, Леонардо посту-
пил на службу к миланскому герцогу Людовику Моро. Миланский период творчества оказался самым плодотворным. Здесь во всю
мощь раскрылась многогранность его дарования как ученого, изобретателя и художника.
После взятия Милана французскими войсками в 1499 г. Леонардо покинул город. Начались годы странствий. К этому времени
относится создание портрета Моны ЛизыДжоконды»), одного из самых прославленных произведений мировой живописи. Необы-
чайная глубина и значительность созданного женского образа, черты индивидуального сочетаются в Моне Лизе с большим обобщени-