Культурология. Головашин В.А. - 39 стр.

UptoLike

Составители: 

государства, принимали участие поочередно Браманте и Рафаэль, Перуцци и Антонио де Сангалло Младший, но решающее значение в
возведении этого крупнейшего культового здания Рима имел Микеланджело.
Влияние Микеланджело на современных ему художников и последующие поколения огромно. Однако мастера, непосредственно
с ним соприкасавшиеся, заимствовали только внешние формы, отдельные мотивы его произведений, не связывая их с пониманием
глубоких противоречий и трагизма эпохи, которые нашли отражение в искусстве Микеланджело.
В культуре Возрождения особое место заняла венецианская живопись. Важным художественным средством изображения в ней
стал цвет. Возрождение здесь кончилось позднее, чем в остальной Италии, – в конце XVI в. Самым крупным мастером венецианской
школы был Тициан. К концу XV – первой трети XVI вв. искусство Возрождения развивается и в Германии. Общественный подъем,
вызванный Реформацией и Крестьянской войной, способствовал развитию национальной культуры. Именно в это время сложился ли-
тературный немецкий язык. Большой подъем наблюдался в области немецкой литературы и изобразительного искусства. В сочинениях
крупнейшего немецкого поэта Ганса Сакса (1494 – 1576) реалистически изображается жизнь простого народа. Его песни, басни и дра-
матические произведения содержат едкую сатиру на католическое духовенство, монахов и папу. Сатирический жанр развивался и в
творчестве другого выдающегося немецкого писателя Иоганна Фишарта (1546 – 1590), высмеивавшего религиозные суеверия.
В изобразительном искусстве тоже пробивал себе путь реализм. Знаменитый немецкий живописец и гравер Альбрехт Дюрер
(1471 – 1528) написал ряд замечательных картин на религиозную и светскую тематику. Также известными художниками были: Ганс
Гольбейн Младший (1497 – 1553) и Лукас Кранах Старший (1472 – 1553). Наступившая после подавления Крестьянской войны реак-
ция пагубно сказалась на дальнейшем развитии немецкой национальной культуры. Основная ценность передовой литературы Возрож-
дения заключается в ее могучем реализме. В условиях ломки феодализма и всеобщего брожения национальных сил реализму Возрож-
дения был свойствен целостный охват индивидуальной и общественной, частной и исторической жизни в их единстве, а также смелое
отражение ее противоречий в сочетании форм трагического и комического, возвышенного и низкого. Наиболее полно эти черты сказа-
лись в драматургии Шекспира. Реализм Возрождения был полон веры в возможность исторического прогресса. На творчество англий-
ских писателей эпохи Возрождения, несомненно, оказал влияние итальянский гуманизм. Известными писателями эпохи были Томас
Мор (1578 – 1535), Джон Колет (1467 – 1519).
Вторая половина XVI в. – так называемый «век Елизаветы» – время расцвета гуманистического театрального искусства, которое
наиболее ярко воплотило в себе общественный подъем эпохи Возрождения. Величайшим представителем английского Возрождения
был Вильям Шекспир (1564 – 1616).
Основанный на принципе подражания природе, понимаемой в духе пантеистических представлений о целостности и развитии
мира, реализм Возрождения широко допускал фантастику, гиперболические формы, сказочно-фольклорные образы (Рабле, Шекспир).
В произведениях Шекспира получили яркое выражение гуманистические идеи английского Возрождения. В своих комедиях:
«Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Сон в летнюю ночь» и других он ярко выразил чувство утверждения радости жиз-
ни, любви, борьбы с судьбой. Все его творчество проникнуто уважением к человеку независимо от его происхождения. В своих коме-
диях Шекспир изобразил мысли, чувства и переживания людей, освободившихся от религиозного, мистического мировоззрения сред-
невековья. Наиболее известны трагедии В. Шекспира «Король Лир», «Гамлет», «Макбет», «Ромео и Джульетта», «Отелло», а также
исторические хроники. Наряду с К. Марло Шекспироснователь английской драматургии.
Наиболее ярко особенности английского Возрождения проявились в сценическом искусстве. В XVI в. театр в Англии был ме-
стом, где собирались представители всего населения. Его посещали аристократы и джентльмены, купцы и чиновники, в театр заходили
крестьяне, приезжавшие в город на рынок, ремесленники, матросы и портовые рабочие. Все зрители обычно бурно реагировали на
пьесу, игру актеров, отдельные реплики, спектакль шел то под одобрительные возгласы публики, то под крики возмущения, то в глу-
боком молчании.
Во второй половине XVI в. появился целый ряд театров как публичных, так и частных. Большой популярностью пользовался те-
атр «Глобус», где Шекспир был драматургом и пайщиком. В репертуаре театра было обилие постановок из истории Англии, особенно
средневековой, а также драмы или конфликты, взятые из окружающей жизни.
Литература Возрождения разносторонне и блестяще отразила величайший прогрессивный переворот, пережитый Западной Евро-
пой в XV–XVI вв. Огромное значение для литературы Возрождения имел протекавший в это время процесс образования наций и на-
циональных государств, а в связи с этим и национальных языков. Многие писатели- гуманисты выступают идеологами национального
единства, вдохновителями и создателями новой литературы на национальных языках, а в дальнейшем и сторонниками ее самобытных
форм. Это движение началось в Италии под воздействием творчества Данте (трактат «О народной речи», 1304 – 1307). На основе ши-
роких национальных интересов и развитого буржуазного гуманизма возникают величайшие произведения эпохи, складываются новые
жанры, опирающиеся на реалистические народные традиции и наследие классической античности. Бурная самодеятельность народных
масс в ходе борьбы с феодализмом и образования национальных государств служит основой народности передовой литературы Воз-
рождения. Там, где буржуазный гуманизм отрывался от этой основы, он терял идейность. В этих случаях и литература Возрождения,
попадая под влияние аристократии и папства, теряла национальную содержательность. В истории литературы итальянского Возрожде-
ния особенно выделяется замечательный поэт Людовико Ариосто. В его поэме «Неистовый Роланд» удивительно ярко передан дух
этой эпохи. Мировосприятие Ариосто светлое, радостное. Он еще не ощущает драматической коллизии между гуманистическим идеа-
лом и действительностью.
В XV в. гуманистическое движение распространилось по всей Италии. Главным центром его оставалась Флоренция, но кружки
гуманистов появились также в Риме, Неаполе, Венеции и Милане.
Демократические тенденции в гуманизме нашли свое яркое отражение в трудах представителей европейского утопического
социализма Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, а также в работах Себастьяна Бранта «Корабль дураков» и Франсуа Рабле «Гар-
гантюа и Пантагрюэль».
Первым гуманистом Италии в эпоху Возрождения стал Франческо Петрарка (1304 – 1374), родом из Флоренции. Петрарка напи-
сал получившие мировое признание сонеты к своей возлюбленной Лауре. Как истинный гуманист он придавал большое значение лич-
ным качествам человека независимо от знатности его происхождения: «У всех людей кровь одинакового красного цвета», – говорил
Петрарка.
Находясь на службе у пап, Петрарка отрицательно относился к деятельности верхушки римской церкви, способствовавшей суе-
верию и невежеству. Его так же, как и Данте, тревожила мысль о раздробленности Италии, подвергающейся насилию со стороны мо-
гущественных соседей. Объединить ее, по мнению поэта, следовало в форме республики.
Петрарка при жизни достиг величайшего признания и славы. Парижский университет и Римский сенат увенчали его лавровым
венком. Венецианский сенат признал Петрарку величайшим поэтом своего времени.
Современником Петрарки был Джованни Боккаччо (1313 – 1375), убежденный республиканец, жизнерадостная, эмоциональная
натура. Его гуманистическое мировоззрение отражено в «Декамероне», сборнике, состоящем из 100 новелл, написанных на итальян-
ском языке, в которых подчеркивается право человека на счастье, на чувственные радости, на любовь, которая не знает социальных