Культурология. Головашин В.А. - 40 стр.

UptoLike

Составители: 

преград. Красной нитью проходит мысль, что настоящее благородство определяется не знатностью, а доблестью. Сюжеты своих но-
велл, написанных реалистически и с юмором, он брал из городской жизни Флоренции. Боккаччо высмеивал пороки католического
духовенства, священников и монахов, показывая их невежество, лицемерие.
За острую сатиру церковь преследовала Боккаччо больше, чем других гуманистов. Его сочинения были включены в список за-
прещенных церковью книг.
В XV–XVI в. для нового, поднимающегося класса буржуазии в странах Европы средневековая религиозная идеология аскетизма
стала окончательно неприемлемой. С ростом культуры у буржуазии появились новые интеллектуальные интересы. Она поверила в
свои силы, в свою способность по-новому разрешить все основные жизненные проблемы. Тягостный контроль церкви над деятельно-
стью человека и его образом мыслей потерял свою обязательность. Гуманисты воспевали красоту природы, неисчерпаемое богатство
духовных сил человека, утверждали, что цель человеческой жизни заключается в достижении счастья. Но вместе с тем, стремясь пре-
вратить в добродетель наиболее характерную черту буржуазии этой эпохижажду наживы, гуманисты доходили до утверждения того,
что богатствообязательный признак благоволения Бога к данному человеку.
Уже в эпоху Возрождения некоторые идеологи буржуазии делали попытки теоретического обоснования худших сторон индиви-
дуализма буржуазии, доходящей в жадной погоне за прибылью до безграничного антиобщественного эгоизма и полной аморальности.
Например, Поджо Браччолини в «Диалогах» (1435) писал о том, что великие деяния возможны лишь тогда, когда воля отдельных лиц
нарушает закон большинства.
Характерной чертой нового мировоззрения было также пробуждение национального самосознания. С формированием нации поя-
вилось чувство буржуазного патриотизма, понятие отечества, отсутствовавшее в раннем средневековье. Появляются работы, посвя-
щенные истории родной страны. В эпоху Возрождения возникла литература на народных языках, а латинская художественная литера-
тура в XVI в. окончательно прекратила свое существование. Основные принципы этических учений итальянских гуманистов тесно
связаны с новым пониманием науки не только как воплощения знаний, но и как средства воспитания человеческой личности.
Философия эпохи Возрождения была философией зарождающейся буржуазии, буржуазии эпохи капиталистического накопления.
В Западной Европе борьба буржуазии против феодализма и крепостничества тесно переплеталась с ее борьбой против господства ка-
толической церкви как носительницы и защитницы феодальных порядков и врага научных знаний. Это придавало философии Возрож-
дения прогрессивный, антицерковный и антисхоластический характер и содействовало росту материалистических тенденций, противо-
стоящих господствовавшему при феодализме теологическому мировоззрению.
Одной из наиболее важных особенностей эпохи Возрождения было то, что именно во второй половине XV в. возникло современ-
ное естествознание. Своим возникновением и быстрым расцветом оно было обязано в первую очередь практике, ремеслам и мануфак-
турному производству.
Большую роль в накоплении научного материала сыграли географические открытия, которые доставили бесконечный, до того
времени недоступный материал из области метеорологии, зоологии, ботаники и физиологии человека.
Рост производства, расширение торговых и культурных связей, прежде всего с Востоком, географические открытия, широко раз-
двинувшие рамки известного мира, быстрое развитие экспериментальных исследований во всех областях естествознания привели к
накоплению в невиданных дотоле масштабах громадного эмпирического материала. Изобретение способа изготовления печатаных
шрифтов в литейных формах И. Гутенбергом и книгопечатание сыграли огромную роль в распространении научных знаний в эпоху
Возрождения. Создание великим польским ученым Николаем Коперником (1473 – 1543) новой гелиоцентрической системы было наи-
более крупным и революционным по своему содержанию и по своим последствиям научным открытием. Удар по религиозному миро-
воззрению был нанесен Коперником в самом важном и самом чувствительном месте церковного миропредставленияв вопросе о ми-
роздании. Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии. Вокруг этого учения разгорелась ожесто-
ченная идеологическая борьба. В 1551 (спустя 8 лет после смерти Коперника) были составлены первые астрономические таблицы,
вычисленные согласно его теории. В конце XVI в. датский астроном Тихо Браге (1546 – 1601) произвел новые, весьма точные наблю-
дения над звездным небом, позволившие позднее открыть законы движения планет. Дальнейшее развитие астрономия получила в тру-
дах И. Кеплера и Г. Галилея.
Если в астрономии широко использовался метод точных наблюдений, то в других отраслях естествознания наблюдения сочета-
ются с широко поставленным научным экспериментом. Особенно внимательно изучаются задачи определения центра тяжести, теория
простых машин, законы падения тел и траектория горизонтально брошенного тела. Большое внимание привлекают также проблемы
гидростатики и гидродинамики. Механику разрабатывали Леонардо да Винчи, Н. Тартальян (ок. 1499 – 1557), занимавшийся также
геодезией и математикой (давший решение неполного кубического уравнения), С. Стевин (1548 – 1620), который ввел во всеобщее
употребление десятичные дроби, и другие ученые.
Наряду с механикой и астрономией значительное развитие в эпоху Возрождения получила оптика. К концу эпохи Возрождения,
на рубеже XVI–XVII вв., были сконструированы микроскоп и «зрительная труба». Достижения вышеперечисленных наук находились в
тесной связи с развитием математики. В области геометрии и алгебры ученые эпохи Возрождения опирались на математическое насле-
дие античного мира, арабов, народов Средней Азии. Успехи астрономии повлекли за собой развитие тригонометрии. Региомонтан пер-
вый ввел в математику функцию тангенса, развил представление о сферическом косинусе. Н. Кузанский (1401 – 1464) в ряде матема-
тических работ дает некоторые представления об иррациональных числах. В работах Дж. Кардано (1501 – 1576) впервые появляются
мнимые величины. Виет Ф. (1540 – 1603) и Штифель М. (1486 – 1567) разработали алгебру, расширили и усовершенствовали ее бук-
венную символику. На исходе эпохи Возрождения появляются первые логарифмические таблицы.
Географические открытия послужили толчком к развитию географии, ботаники, зоологии и начатков геологии. Появляются мно-
гочисленные описания дальних путешествий, совершенствуются географические карты и глобусы. Представления о животном и рас-
тительном мире, о земных недрах, а также об образе жизни людей в новых открытых странах резко раздвинули границы человеческого
познания. Описывается, изучается флора и фауна этих стран. Производятся первые опыты акклиматизации неизвестных прежде расте-
ний, делаются попытки гибридизации. Андрей Цезальпин (1519 – 1603) закладывает начало физиологии и морфологии растений и их
классификации.
Начинает развиваться медицина. Изучаются процессы обмена веществ, механики мускульных движений человека. Врач и химик
Парацельс (1493 – 1541) изучает профессиональные заболевания горнорабочих, болезни обмена веществ, ранения. Многим анатомия
обязана Леонардо да Винчи и А. Везалию.
Одновременно с медициной развивается химия. Парацельс, разрабатывая вопросы медицинской химии, исследует главнейшие
соединения ртути, свинца, железа, кладет начало минеральной фармакологии.
Начинает зарождаться геология. Леонардо да Винчи высказывает догадку о постепенном возникновении гор из напластований
речного ила и об их разрушении под действием рек, выдвигает мысль о геологическом процессе поднятия участков земной коры, обра-