Культурология. Головашин В.А. - 42 стр.

UptoLike

Составители: 

Из-за своих обширных международных связей Нидерланды воспринимали новые открытия и новые направления гораздо быст-
рее, чем какие-либо другие страны Северной Европы. Тем не менее, голландская и фламандская живопись, как и другие виды искусст-
ва, возникли из широкого и неиссякаемого потока старого нидерландского искусства уходящего средневековья.
Нидерландское искусство сохраняло свою автономную роль в жизни. И хотя Нидерланды XVI в. страдали от политических и ре-
лигиозных раздоров, устои искусства в этой стране никогда решительно не сотрясались. Этот переходный период между двумя эпоха-
ми, Средневековьем и Новым временем, породил здесь произведения, которые пленяют не столько как творения выдающихся масте-
ров, сколько как свидетельства высокой и разнообразной культуры.
Нидерландское искусство не было заключено только в самих Нидерландах. Если итальянское Возрождение XV в.
ограничивалось пределами Италии, то, например, нидерландский стиль живописи господствовал во всей Европе. Нидер-
ландское искусство эпохи Возрождения оказало огромное влияние на культуру всей Европы ХV–ХVI вв.
Архитектура, изобразительное и декоративное искусства
В архитектуре Нидерландов в конце XV – первой половине XVI в. продолжало доминировать интенсивное граждан-
ское строительство в стиле поздней готики. Города соперничали друг с другом в возведении богато украшенных зданий
ратуш, цехов, гильдий. Со старыми жилыми домами бюргеров соседствовали новые с такими же высокими, в несколько
этажей, и узкими, обычно в три окна, фасадами, имевшими вытянутые вверх треугольные завершения. В Генте, Брюгге,
Антверпене достраивались вздымавшиеся на 80, 122, 123 метра башни давно воздвигнутых готических соборов. Ренес-
сансные новшества приносили с собой поначалу итальянцы, которые строили дворцы знати и каменные городские укреп-
ления нового типа, затем к ним добавились французы, а преимущественно с середины века в процесс включились и мест-
ные мастера. При этом вплоть до XVII в. позднеготические типы зданий живописно украшались на фасадах ренессанс-
ным декором. Характерными памятниками сочетания старого и нового стали здание гильдии рыботорговцев (Дом Лосо-
ся) в Мехелене (1530-е гг.), возведенная К. Флорисом ратуша в Антверпене (1560-е гг.) и бывшая капелла, перестроенная
в огромное здание городских весов в Алкмаре в Голландии, завершенной в самом конце века.
Путь развития скульптуры был примерно тот жеона медленно преодолевала готические традиции и по уровню достижений да-
леко отставала от живописи. Живопись стала в Нидерландах единственной, кроме музыки, сферой культуры, которая дала в эпоху
Возрождения памятники не только национального, но и мирового значения. Ее развитие шло своеобразными путями. В XV в., начиная
с творчества Яна ван Эйка, она опережала живопись всех стран Европы, кроме Италии; в XVI в., отличаясь необыкновенным разнооб-
разием, обилием мастеров разных местных центров Питера, общим высоким художественным уровнем, она выдвинула лишь одного
великого художникаБрейгеля, но зато подготовила почву для нового блистательного расцвета искусства во Фландрии и Голландии
XVII в.
Основателем нового направления в живописи Нидерландов, которое на протяжении столетия осуществляло переход от готики к
Ренессансу, все шире распространяя в среде художников свои завоевания, был Ян ван Эйк (1390 – 1441). Вместе со старшим братом
Губертом он начал работу над грандиозным многостворчатым Гентским алтарем, предназначенным для городского собора, но после
кончины брата, трудясь еще шесть лет, стал главным создателем этого шедевра, завершенного в 1432 г. Ян ван Эйк опирался на пер-
вый опыт правдивого изображения жизни в франко-фламандской миниатюре братьев Лимбург и в религиозной живописи своего стар-
шего современника Робера Кампена, но его собственное искусство обладало и бóльшим художественным совершенством, и иной ме-
рой новаторства, основанного на глубоком постижении поэтической красоты и бесконечного многообразия мира. Образы десятков
персонажей и отдельные сцены, в том числе с панорамными пейзажами, написаны в Гентском алтаре с ювелирной тонкостью, прони-
заны благоговейным отношением к человеку и миру. Все изображенное насыщено «скрытым символизмом», предметы и их сочетания
имеют иносказательное религиозно-нравственное значение. Чтобы полнее выразить свое ощущение «мира как рая», каждая частица
которого прекрасна и причастна к общей одухотворенности, художник усовершенствовал технику масляной живописи и продемонст-
рировал такое богатство ее возможностей, такую светоносную красочность, что его открытия подхватили в Италии, а также и в других
странах. Ясная и спокойная красота образов Яна ван Эйка была сродни творчеству итальянских мастеров XV вв., хотя он опирался в
своем искусстве лишь на множество живых и непосредственных наблюдений натуры, не подкрепленных, как в Италии, целой систе-
мой научных знаний. В композиции, рисунке, построении пространства, как и в своем мироощущении в целом, художник был еще
тесно связан с готической традицией.
Начинания Яна ван Эйка были подхвачены и использованы целой плеядой выдающихся нидерландских художников XV в. Са-
мым крупным мастером середины столетия был Рогир ван дер Вейден (ок. 1400 – 1464). Свои наблюдения натуры он применял для
создания преимущественно драматических сцен, духовно напряженных образов. Его мастерская с большим числом учеников получала
заказы из разных стран Европы, от Испании до Скандинавии. Столь широкое распространение стиля одной мастерской было редко-
стью в XV в. Новые творческие импульсы были даны искусству Нидерландов во второй половине XV в. экспрессивными образами
религиозных композиции Гуго ван дер Гуса (ок. 1440 – 1482), проникновенной поэзией пейзажа в фонах работ художника монаха Ге-
ертгена из монастыря св. Янса (ок. 1465 – 1495), лиризмом и изяществом творчества Ганса Мемлинга (ок. 1440 – 1494), который соче-
тал опыт предшественников и достижения итальянских живописцев. К концу века расширился круг заказчиков работ художников, они
нередко выполняли специальные заказы состоятельных бюргеров или создавали для них уменьшенные и упрощенные варианты своих
больших композиций, предназначенных для церкви или светских высокопоставленных лиц.
На рубеже двух веков Иероним Босх (1460 – 1516) связал воплощение по-ренессансному многообразных и острых впечатлений
от современного быта, типов людей, мира природы с мрачной и горькой фантастикой, демоническими образами кишащей повсюду
нечистой силы. Это воскрешение и резкое сгущение средневековых фольклорных представлений Босх осуществлял, широко используя
гротесковые монтажи живого и механического, ужасающего и комического в образах, которые напоминали бредовые видения. Свой
пессимистический взгляд на человека Босх выразил в динамичных композициях, имевших одной из главных целей моральное назида-
ние зрителям.
В XVI в. расширение культурных связей с Италией способствовало распространению в Нидерландах эклектического течения
«романизма», стремившегося соединить нидерландские традиции с опытом итальянского (особенно римского) Ренессанса. Он ока-
зал воздействие на творчество антверпенского мастера алтарей и портретов Квентина Массейса (1465 – 1530), на крупнейшего се-
веронидерландского художника XVI в. Луку Лейденского (1494 – 1533), одного из создателей бытового жанра в живописи и гравю-
ре. Но наиболее характерным выразителем особенностей этого течения впервые стал Ян Госсарт (ок. 1480 – 1536). Романизм, про-
шедший через весь XVI в., содействовал существенному усилению светских тенденций в искусстве. Он обогатил нидерландскую
живопись образами античной мифологии, аллегориями, интересом к обнаженной натуре, новыми решениями композиций, знаниями
перспективы и анатомии. Родился новый тип художникагуманистически образованного, увлеченного различными отраслями зна-