Культурология. Головашин В.А. - 43 стр.

UptoLike

Составители: 

ния. Вместе с тем романизм привел к такой степени интернационализации искусства и равнения на образцы, когда утрачивалась
национальная самобытность живописи, а высокая виртуозность оттесняла собственно творческое начало и делала искусство холод-
ным. Развитие романизма, поддержанного придворно-аристократическими вкусами, оказало значительное влияние на декоративное
искусство, особенно на создание шпалер, которыми славились Нидерланды. В шпалерах появились мифологические, батальные,
охотничьи сюжеты, которые изображались с правильным построением перспективы, использованием объемных фигур.
Наиболее полным выражением специфики кризиса нидерландского Возрождения стало опиравшееся на многообразные нацио-
нальные традиции и фольклор творчество Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525 – 1569). Широко образованный, хорошо знакомый так-
же и с итальянской живописью, он за любовь к народной тематике был прозван «Мужицким». В отличие от Италии, где искусство
Ренессанса, как и гуманизм, ставили в центр внимания образ человека, Возрождение в Нидерландах и искусство Брейгеля расставляли
акценты по-другому. Их интересовали мир и человек, находящийся в нем как частица мироздания, величественного бытия природы. У
Брейгеля на закате Возрождения это мироощущение окрашивалось в тона горечи и неверия в былые гуманистические идеалы всесилия
человека, в прямую полемику с ними. За этим стояла трагедия века, атмосфера, рожденная растущим подавлением индивида механиз-
мами государственных режимов и воинствующих церквей. В своих картинах и рисунках для гравюр Брейгель не раз обращался к ни-
дерландским пословицам. Они позволяли ему развернуть изображение сцен с множеством мелких фигур в образы-притчи о современ-
ности и извечно повторяющихся качествах рода людского, о безумном и ленивом мире. Он видел, однако, и другие грани бытия. В
картинах «Крестьянский танец» и «Крестьянская свадьба» он любовался грубоватым, полным стихийной мощи народным весельем, в
цикле картин «Времена года» с поразительной силой раскрыл поэзию бескрайних просторов природы, от жизни которой неотделимы
ритмы жизни людей. Работы последних лет его сравнительно недолгого творчества воплотили горькие выводы философских размыш-
лений художника. В картине «Слепые» (1568) с безжалостной правдивостью изображены слепцы, ведущие друг друга, и начавшееся
падение с обрыва их вереницы. Этот образ воспринимается как символ духовной слепоты людей, ничтожества и неизбежной катастро-
фы их упований.
Особенностями нидерландской живописи XVI в. было ее развитие во многих художественных центрах, в том числе и на севере
страны, формирование различных светских жанров, особенно портрета, пейзажа, бытовой картины, появление все более четких по
своей специфике внутрижанровых градацийиндивидуального, группового, парадного портретов, ночных, морских, зимних пейзажей.
К концу века в силу растущей рыночной конкуренции усилилась жанровая специализация художников, подготавливавшая одну из
характерных особенностей XVII в. С другой стороны, среди нидерландцев, многие из которых работали при дворах за рубежом, преж-
де всего в Праге, было немало мастеров-универсалов. Об истории искусства родины рассказал в своей книге о художниках Карел ван
Мандер. Его труд 1604 г. стал своеобразным подведением итогов эпохи.
Наука Нидерландов XVI в.
Научная деятельность ряда наиболее видных нидерландских ученых XVI в. протекала за пределами их родины. Медик Андреас
Везалий (1514– 1564), учившийся в университетах Лувена, Монпелье и Парижа, по приглашению Венецианской республики стал про-
фессором Падуанского университета. Изучая труды Галена и его взгляды на строение тела человека, Везалий исправил свыше 200
ошибок канонизированного античного автора. В 1543 г. он издал в Базеле свой главный труд «О строении человеческого тела», в кото-
ром не только обобщил достижения в области анатомии, но и привел в систему знания, добытые в этой отрасли науки. Везалий поло-
жил начало новому этапу в ее развитии. Текст его книги сопровождали 250 рисунков постоянного иллюстратора книг Везалия худож-
ника ван Калькара. Экспериментально обоснованные результаты исследований ученого, наглядно продемонстрированные в иллюстра-
циях и легко поддававшиеся проверке, нанесли серьезный удар по традициям средневековой схоластической медицины. Ее сторонники
не могли этого простить Везалию. За посягательство на авторитет Галена его изгнали из Падуи. Дело Везалия, однако, нашло продол-
жателей в разных странах Европы.
За рубежом работал ряд лет и другой крупный ученый, уроженец Фландрии Герард Меркатор (1512–1594). Выдающийся карто-
граф, он создал в Лувене карты, сочетавшие новейшие данные астрономии и географии, изготовил уникальные глобусыземной и
небесный.
У Меркатора стал постепенно складываться получивший впоследствии его имя новый способ изображения сетки параллелей и мери-
дианов, особенно важный для морских карт. Переселившись в Германию, Меркатор опубликовал новаторские для его времени карты
Европы и мира, в которых преодолевалась зависимость от античных авторитетов, а в 1585 г. издал один из первых географических
атласов. Это был единый сборник более чем полусотни согласованных друг с другом карт, в которых подводились итоги достижениям
картографии XVI в. Другой тип атласа под названием «Зрелище шара земного» выпустил друг Меркатора антверпенский картограф
Ортелий.
Разносторонним ученым в области математики, физики, механики был профессор Лейденского университета, инженер гидротех-
нических сооружений Симон Стевин. В своем труде 1586 г. «Принципы равновесия» он по-новому рассматривал проблемы гидроста-
тики и выявлял важные для практики физико-математические закономерности равновесия тел, находящихся на наклонной плоскости.
Стевин занимался также особенностями возведения крепостей и спецификой военных машин. В его работах решения теоретических и
практических вопросов соседствовали порой с фантастическими построениями.
Литература Северного Возрождения
В эпоху Возрождения литература в Нидерландах, как и в других странах Западной Европы, развивалась по двум языковым рус-
лам: на латыни, где главная творческая роль принадлежала гуманистам, и на общем для страны национальном языке письменности. Он
сложился преимущественно на основе диалекта Брабанта, одной из крупнейших провинций, и успел настолько закрепить свои единые
нормы до раскола страны в 1579 г., что остался до наших дней литературным языком и для говорящих по-голландски жителей совре-
менных Нидерландов, и для фламандцевчасти населения Бельгии. На исходе Возрождения поэт и теолог X. Спигел славил в «Диало-
ге о нидерландской литературе» (1584) многообразие возможностей родной речи, ее гибкость и выразительность.
Основная часть литературы на нидерландском языке создавалась редерейкерамириторами, членами устроенных на цеховой лад
объединений любителей театра и литературы. Такие кружки создавались в городах еще в средние века для постановок религиозных
драм-мистерий, превращавшихся в многодневные зрелища с массой участников, и для организации других религиозных и официаль-
ных празднеств. В XVI в. такие общества были широко распространены уже не только на юге страны, где они зародились, но и на се-
вере, причем именно в этом столетии их общее число увеличилось втрое по сравнению с XV в. и достигло максимумапочти тысячи.
По традиции внутри кружков и между ними устраивались поэтические состязания и диспуты на заданные темы, причем крупнейшими
были соревнования целых провинций и между провинциями. После установления в Нидерландах режима герцога Альбы, опасавшегося