Культурология. Головашин В.А. - 41 стр.

UptoLike

Составители: 

зовании суши на месте моря. Такие же взгляды выражает керамист и химик Б. Палисси (1510 – 1589) – создатель крупной минералоги-
ческой и палеонтологической коллекции в Париже.
Потребность в обобщении накопленных знаний побудила мыслителей Возрождения обратиться к античному научному наследию, в
основе своей забытому в средние века. Углубленно исследуется научное наследие Архимеда, сочинение Аполлония о конических сечени-
ях, произведения Диофанта, содержащие начатки алгебры, книги по механике Паппа и др. Наряду с наследием античности, передовые
ученые Возрождения сумели использовать достижения средневековых ученых на Западе и Востоке в области математики, астрономии,
химии и др. Огромные изменения произошли и в литературе позднего Возрождения.
Конец эпохи Возрождения ознаменовался выступлением крупнейшего английского философа Френсиса Бекона (1561 – 1626), ав-
тора замечательного произведения «Новый Органон».
Самым выдающимся представителем французского гуманизма XVI в. был Франсуа Рабле (1494 – 1553). Наиболее известным
произведением Рабле является сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Это грандиозная, полная остроумия и сарказма сатира
на феодальное общество. Рабле осуждает несправедливость феодального суда, издевается над нелепостью средневековой схоластиче-
ской науки, высмеивает монашество, нападает на католическую церковь и папскую власть. Как гуманист Рабле стоял за всестороннее,
гармоническое развитие человеческой личности.
Французское изобразительное искусство в XVI в. характеризуется большими успехами в области портрета.
Эпоха Возрождения вытеснила готические традиции в архитектуре. Началось подражание итальянским образцам, впоследствии
французская архитектура приобрела самобытный характер. Выдающимся французским скульптором эпохи Возрождения был Жан Гу-
жон (1510 – 1568). Высокого мастерства достигла живопись по стеклу и искусство изготовления эмалей. В XVI в. это искусство приоб-
рело светский характер.
Социальная этика гражданского гуманизма, идеализируя реальность, рассматривала существующие общественно-экономические
отношения как порядок, в принципе основанный на законе «естественной справедливости», но способный к дальнейшему улучшению
в соответствии с гармонией. Устранение общественных пороков, противоречий и конфликтов гуманисты усматривали в нравственном
совершенствовании отдельной личности и общества в целом. В этом ярко проявились и гражданственность их этики, и иллюзорность
предлагавшихся ими способов преодоления реальных противоречий.
В гражданском гуманизме, утверждавшем принципы свободы, равенства, республиканизма, нашли отражение интересы рождав-
шейся ранней буржуазии, однако лишь к этому нельзя свести историческое значение новой идеологиипо своему объективному соци-
альному содержанию комплекс идей этого направления был более широким, носил антифеодальный, антисословный характер. Осо-
бенно ярко свидетельствует об этом высокая оценка творчества, утверждение принципа обязанности труда, общественно полезной
деятельности как важнейшей этической нормы. Гуманисты Возрождения видели в активной мирской деятельности, созидании основу
благосостояния индивида и общества, фундамент развития культуры. Человек обретал на земле свое собственное царство, где должна
была раскрыться вся его мощь творца; самым ярким проявлением этой мощи для гуманистов была культуравыражение глубокого и
наиболее полного человеческого сотрудничества, совокупного исторического опыта человеческого рода.
Нидерланды в конце XV–XVI вв.
Особенности Северного возрождения
Название «Нидерланды» («Нижние земли») получил в средние века. комплекс территорий, расположенных в низовьях Рейна, по
побережью Северного моря и вдоль рек Шельды и Мааса. Это области современных Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и небольшой
части северо-восточной Франции. В XV в. большинство нидерландских земель входило в состав герцогства Бургундского. Его власти-
тель Карл Смелый пытался создать крупную европейскую державу, соперничая с Францией, но в 1477 г. погиб, и в результате брака
его единственной наследницы Марии Бургундской с Максимилианом Габсбургом Нидерланды вскоре вошли в состав Священной Рим-
ской империи. Население Нидерландов составляло тогда почти 3 млн. человек. Плотность его была очень велика, в стране насчитыва-
лось около 300 городов и 6500 деревень. Число жителей главного порта страны Антверпена превысило в 1550 г. 100 тысяч. По уровню
развития городов и их культуры Нидерланды уступали в Европе только Италии. Распространение Реформации, в том числе кальвинист-
ской, вызвало в Нидерландах при Филиппе II, воинствующем католике, особенно жестокие преследования, обострившие обстановку в
стране. В 1566 г. выступлениями дворянской оппозиции и иконоборческими движениями в разных городах началось восстание в Нидер-
ландах, которое переросло в затянувшуюся на десятилетия освободительную войну против гнета испанцев. В 1579 г. южные провинции,
отказавшись от дальнейшей борьбы, пошли на соглашение с Филиппом II и остались под его властью, в то время как группа северных
провинций создала собственную республику и низложила Филиппа II. После вооруженной борьбы Испания в 1609 г. была вынуждена
заключить перемирие с непокорными, а в 1648 г., после Тридцатилетней войны в Европе, Республика Соединенных провинций получила
международную юридическую санкцию своей независимости.
Развитие культуры в Нидерландах XV–XVI вв. отличалось значительным своеобразием. Процессы, характерные и для других
стран Западной Европы, осложнялись здесь резкими переменами в исторической обстановке, особенно чувствительными для культуры
небольшого региона, неравномерностью утверждения нового в различных областях творчества, противоречивыми результатами взаи-
модействия национальных традиций и многообразных зарубежных культурных влияний.
В XV в. Нидерланды стали средоточием одного из самых ярких в Европе проявлений пышного расцвета при бургундских герцо-
гах аристократически утонченной, основанной на рыцарских идеалах придворной культуры. Одновременно в сфере живописи, начиная
с творчества Яна ван Эйка, развиваются новаторские тенденции ренессансного типа. В отличие от Италии, они не опирались ни на
уроки античности, ни на достижения гуманизма, еще не появившегося в Нидерландах. Другие виды искусства остаются традиционны-
ми и входят вместе с обновляющейся живописью по-прежнему в готические ансамбли. Во второй половине XV – начале XVI в. проис-
ходит бурное развитие нидерландской школы музыки (нередко его характеризуют как эволюцию сменяющих друг друга трех поколе-
ний или школ). И лишь в конце XV – начале XVI в. уже под прямым влиянием итальянского гуманизма процессы ренессансного об-
новления начинают захватывать в Нидерландах, как и в соседних Германии и Франции, широкий круг явлений культуры. При этом
здесь особенно часто возникают разнообразные культурные сплавы старого и нового, сказывается значение двух линий в самой готи-
ческой традиции, давно устоявшейся, чисто средневековой, и более поздней, уже несущей в себе элементы внутренней трансформации
готики на новый лад. Сложные пути нидерландской культуры затрудняют периодизацию, общую для ее разных областей. Но в целом
первую и вторую половину ХVI в. можно рассматривать как два основных этапа ее ренессансного развития. С начала XVII в. все более
ярко начинают выявляться обусловленные разделением страны различия Юга и Севера Нидерландов, крепнет национальная специфика
фламандской и голландской культур. Это, однако, уже иной период, выходящий за рамки эпохи Возрождения.