ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
ем. В последние годы жизни Леонардо большую часть времени уделял научным изысканиям. Он умер во Франции, куда приехал по
приглашению французского короля Франциска I и где прожил всего два года.
Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил в своем
творчестве Рафаэль Санти (1483 – 1520). Младший современник Леонардо, проживший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь,
Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении
величавой архитектуры или пейзажа.
Рафаэль родился в Урбино, в семье скромного живописца. Отец стал первым его учителем. Позже он учился у Тимотео делла Ви-
ти и Перуджино, в совершенстве овладев манерой последнего. У Перуджино Рафаэль воспринял плавность линий, свободу постановки
фигуры в пространстве, которые стали характерными для его зрелых композиций. Семнадцатилетним юношей Рафаэль обнаруживает
настоящую творческую зрелость, создав ряд образов, полных гармонии и душевной ясности. Простор в построении пейзажа, гармония
форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствует о Рафаэле как о мастере Высокого Возро-
ждения.
С переездом во Флоренцию Рафаэль живо впитывает важнейшие завоевания художников флорентийской школы с ее ярко выра-
женным пластическим началом и широким охватом действительности. Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой
материнской любви, но он придает ей особую значительность, что получило выражение в таких его произведениях, как «Мадонна в
зелени», «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница».
Естественность движений, мягкая пластика форм, плавность певучих линий, красота идеального типа мадонны, ясность и чистота
пейзажных фонов способствуют выявлению возвышенной поэтичности образного строя этих композиций.
В 1508 г. Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия, стремившегося привлечь к себе на службу талантливых
деятелей культуры. Здесь в непосредственной близости к наследию античности расцветает и мужает талант Рафаэля, приобретая новый
размах и черты спокойного величия.
Римский период творчества Рафаэля отмечен высокими достижениями и в области портрета. Им написаны портреты: папы Юлия
II, папы Льва X.
В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение – «Сикстинскую мадонну» (1515 – 1519), предназначавшуюся для
церкви
св. Сикста в Пьяченце.
Рафаэль умер тридцати семи лет, оставив незаконченными росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других работ,
завершенных по картонам и рисункам его учениками.
Кульминацией Высокого Возрождения и в то же время отражением глубоких противоречий культуры этой эпохи явилось творче-
ство третьего из титанов итальянского искусства – Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564). Даже по сравнению с Леонардо и Рафа-
элем, поражающими своей разносторонней одаренностью, Микеланджело отличается тем, что в каждой из областей художественного
творчества он оставил произведения, грандиозные по масштабам и силе, воплощающие наиболее прогрессивные идеи эпохи. Мике-
ланджело был гениальным скульптором, живописцем, архитектором, рисовальщиком, военным инженером, поэтом и в то же время он
был борцом за высокие гуманистические идеалы, гражданином, с оружием в руках отстаивающим свободу и независимость своей ро-
дины.
Великий художник и борец неразделимы в представлении о Микеланджело. Вся его жизнь – борьба за утверждение права человека на
свободу, на творчество. На всем протяжении творческого пути в центре внимания художника находится человек, действенный, активный,
готовый к подвигу, охваченный великой страстью. В его произведениях позднего периода отражено трагическое крушение ренессансных
идеалов.
Микеланджело родился в Капрезе (в окрестностях Флоренции) в семье градоправителя. Тринадцатилетним мальчиком он посту-
пил в мастерскую Гирлайдайо, а через год – в художественную школу при дворе Лоренцо Медичи Великолепного. Здесь он обучался
под руководством Бертольдо ди Джованни. Познакомившись с культурой двора Медичи, с замечательными произведениями античного
и современного искусства, с прославленными поэтами и гуманистами, Микеланджело не замкнулся в придворной обстановке. Его пер-
вые самостоятельные произведения свидетельствуют о тяготении к большим монументальным образам, полным героики и силы.
Окончательное формирование общественного сознания Микеланджело приходится на время изгнания из Флоренции Медичи и
установления там республиканского строя. Поездки в Болонью и Рим способствуют завершению художественного образования. Ан-
тичность открывает перед ним гигантские возможности, таящиеся в скульптуре. В Риме была создана мраморная группа «Пьета» (1498
– 1501) – первое оригинальное произведение мастера, пронизанное верой в торжество гуманистических идеалов Возрождения.
В 1501 – 1504 гг. была исполнена статуя Давида. Скульптор представил его перед боем. Получив заказ от папы Юлия II на со-
оружение его гробницы, Микеланджело, не закончив эту работу, в 1505 г. переезжает в Рим. Выполненный им проект представлял
собой величественный мавзолей, украшенный многочисленными статуями и рельефами. Для подготовки материала – мраморных бло-
ков скульптор выехал в Каррару. За время его отсутствия папа охладел к идее сооружения своей гробницы. Оскорбленный Микеланд-
жело покинул Рим и только после настойчивых призывов папы вернулся назад. На этот раз он получил новый грандиозный заказ –
роспись потолка Сикстинской капеллы, который принял с большой неохотой, так как считал себя прежде всего скульптором, а не жи-
вописцем. Эта роспись стала одним из величайших творений итальянского искусства. Грандиозный ансамбль, включающий более
трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и герои-
ческих деяний.
После смерти папы Юлия II Микеланджело закончил работу над его гробницей в более скромном, чем первоначальный замысел,
варианте. Для нее были исполнены статуи двух пленников и статуя Моисея.
Решительный перелом в мировоззрении Микеланджело происходит к концу 30-х гг. XVI в. и связан с наступлением кризиса ре-
нессансной культуры. Падение под натиском иноземных завоевателей Рима, второе изгнание из Флоренции Медичи, героическая обо-
рона республиканской Флоренции, участие в ней Микеланджело и падение республики – все это оказывает сильнейшее воздействие на
творчество великого художника. В условиях усиливающегося террора он продолжает работу над гробницами Медичи в капелле при
церкви Сан Лоренцо, построенной по его проекту.
Последние годы жизни Микеланджело проводит в Риме в обстановке нарастающего духовного одиночества. Но и в эти годы уси-
ления общественной реакции, нового наступления католической церкви Микеланджело не утрачивает веры в человека. Он создает в
Сикстинской капелле полную мятежного духа протеста и обличения огромную фреску «Страшный суд» (1513 – 1541). К этому же пе-
риоду относится величайшее из архитектурных сооружений Микеланджело – собор св. Петра в Риме, где вновь торжествуют высокие
гуманистические представления. В создании собора св. Петра, который должен был свидетельствовать о мощи католицизма и папского
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- …
- следующая ›
- последняя »