Культурология. Головашин В.А. - 36 стр.

UptoLike

Составители: 

денный шедевр, ибо в ней заключен весь мир, каким его представлял сам поэт. «Божественная комедия» являет собой грандиозную
картину мироздания, природы и человеческого бытия. Мощная поэтическая фантазия Данте нарисовала такую цельную систему не-
обыкновенных миров и исполненных музыкой небесных сфер, которую не смогла создать вся предшествующая литература со времен
Гомера.
Своим многогранным творчеством Данте открыл новую эпоху в мировой литературе. Он показал всем пример способности ис-
кусства охватить одним взором весь мир. Поэзия Данте исходит из таких глубин человеческого чувства и владеет такими простыми и
сильными приемами словесного выражения, что до сих пор остается недосягаемым образцом высочайшего искусства.
Из Италии ростки новой культуры распространились в другие страны Европы. Гуманистическая культура постепенно формиру-
ется во Франции, Германии, Нидерландах, Англии, Испании и других странах. Аскетические идеалы и религиозный спиритуализм
сменяются признанием ценности и красоты реального мира, а искусство проявляет повышенный интерес к изображению природы,
человеческих характеров и подлинных чувств.
В XIV–XV вв. продолжается расцвет городской культуры, литературы, распространяются такие ее жанры, как поэзия, драма и
прозаическая новелла.
Одним из замечательных французских поэтов XV в. был Франсуа Вийон. Поэзия Вийона отразила глубокие классовые противо-
речия современного ему общества. В основе его стихов лежит народное творчество, поэту свойственен глубокий интерес к человеку.
В городском театральном искусстве широкое применение получают фарсыюмористические сценки, реалистически изобра-
жающие быт горожан и высмеивающие корыстолюбие и бездушие богачей.
В Германии в XV в. появляется новый поэтический жанрмейстерзанг, постепенно вытеснивший рыцарский миннезанг.
Мейстерзангэто песенная поэзия, в которой преобладают религиозно-дидактические мотивы. В городах средневековой Герма-
нии большую популярность приобрели песенно-поэтические состязания мейстерзингеров.
Английская литература XIV–XV вв. была представлена разными жанрами. Особенно популярным был цикл баллад, посвященных
Робин Гудулюбимому герою английской литературы, в образе которого отразилась вековая мечта народа о справедливом и сильном
защитнике угнетенных.
Образцом крестьянской литературы в Англии является аллегорическая поэма «Видение о Петре-Пахаре» Уильяма Ленгленда
(ХIV в.). Воспетый автором крестьянский труд противопоставляется в поэме деятельности духовенства, сборщиков налогов. Идеи У.
Ленгленда были популярны в среде участников восстания под руководством Уота Тайлера.
Вместе с разложением средневекового рыцарского сословия приходит в упадок и рыцарский куртуазный роман. Попытку возро-
дить последний предпринял в ХV в. английский дворянин Томас Мэлори, автор выдающегося памятника английской литературы
романа «Смерть Артура». Сюжет романа восходит к кельтскому эпосу и содержит отголоски реальных событий, средневековых пред-
ставлений и верований; в центре повествованиялегендарный король Артур, император Британии, Галлии, Германии и Дании, и его
дружинаблагородные рыцари Круглого стола. Томаса Мэлори называли в Англии «Геродотом легенд». Его версия о приключениях и
подвигах короля Артураодна из самых любимых и почитаемых во всем цикле. Сказания о короле Артуре не раз воспроизводились в
позднейшем изобразительном искусстве, музыке и поэзии. На их основе Марк Твен создал свою знаменитую пародию-сатиру «Янки
при дворе короля Артура».
Во втором периоде развитого средневековья ускоренными темпами развивалось изобразительное искусство Западной Европы,
которое приобрело некоторые новые черты, связанные с формированием ренессансных художественных принципов. Раньше всего
переход к последним произошел в Италии на рубеже ХIII–ХIV вв., в других же странах Европы необходимые условия сложились поз-
же, а в ХIV–ХV вв. закладывались основы этих перемен. Симптомами наступления новой эпохи в искусстве являлось, во-первых,
стремление передавать житейские подробности, обстановку, костюмы в реальном пространстве и с учетом законов перспективы, а во-
вторых, интерес к человеческим переживаниям и чувствам становится более связанным с отдельными личностями.
Центрами искусства становятся королевские дворцы и резиденции крупных феодалов, а заказчикамине церковь, как прежде, а
представители аристократии и богатой бюргерской верхушки. В городах не только церкви, но и ратуши насыщались произведениями
искусства. Развернулось также интенсивное строительство гражданских зданий. Светские здания своим размахом и внушительностью
теперь не уступают городским соборам. В архитектуре XIV–XV вв. господствовала готика, получившая название «интернациональ-
ной». Для нее характерен вкус к декоративности, украшение зданий многочисленными деталями.
Искусство ХIV–ХV вв. постепенно утрачивает вселенский пафос и обращается не к массе, а к отдельному человеку. Монумен-
тальные формы живописи стали вытесняться станковыми. В скульптуре и живописи выделяется жанр портрета. Развивается деревян-
ная резная скульптура, книжная миниатюра. В ХIV–ХV вв. прокладывались пути к жанрам европейской живописи нового времени
пейзажу, интерьеру, бытовому жанру.
Именно ХV в. стал временем становления многих национальных школ живописи. Первым художником, открывшим плеяду выдаю-
щихся мастеров нового искусства, был нидерландец Ян ван Эйк. С его именем связывается начало распространения масляной живописи.
Ван Эйка считают также первооткрывателем европейского живописного портрета.
В XIV в. в Бургундии работал знаменитый скульптор Клаус Слютер, создатель известного «Колодца пророков».
Культура развитого феодализма была отмечена значительными достижениями, подготовившими расцвет науки и искусства в XIV
в.
Средневековая культура была неоднозначной и многоликой, в чем-то примитивной и одновременно утонченной. В ней органично
соединялись религиозное мировоззрение и жизнеутверждающее народное мироощущение, мистика и трезвый рационализм, устрем-
ленность к Богу и страстная любовь к земной жизни.
Средневековая Европа оставила великие памятники культуры. Многие европейские города украшают многочисленные сооружения
романского и готического стилей; замечательные произведения фресковой живописи составляют славу многих художественных музеев. В
мировой культурный фонд вошли великолепные образцы средневековой иконописи, витражного искусства, скульптуры, книжной миниа-
тюры. Величайшую ценность представляют и шедевры средневековой литературыэпические произведения, рыцарские романы, поэзия
трубадуров, лирика вагантов и непревзойденная «Божественная комедия» Данте.
Культура средневековья противоречива, как и сама эпоха, поэтому ее нельзя оценивать однозначно, например, как «темные века»
или безвременье. Она несла в себе «темные силы» и имела «светлые» стороны, прогрессивные и реакционные явления и была важной
ступенью развития мировой цивилизации.