ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Наиболее последовательно процесс формирования храмовой романской архитектуры и сложения законченного стиля осуществ-
лялся во Франции, главным образом в областях к югу от р. Луары. На путях паломничеств строились дороги, мосты, гостиницы, гос-
питали и храмы. Строительная инициатива находилась в руках монастырей: монастырские, а затем и светские ремесленники переходи-
ли из города в город, из аббатства в аббатство, принося с собой свой опыт и традиции и тем самым создавая основу для единого стиля.
Основой храмового стиля был тип старой римской базилики. Средневековые строители романских храмов использовали сводча-
тые конструкции и, учитывая то, что свод давит на опоры не только вниз, но и дает так называемый распор, т.е. как бы раздвигает опо-
ры, делали столбы и стены очень толстыми и массивными, а проемы – редкими и узкими.
Таким образом, основными особенностями романского стиля в архитектуре были: преобладание полуциркулярной формы сводов,
массивные и тяжелые опоры, гладкие и толстые стены с небольшим количеством узких проемов.
Архитектурные памятники романского стиля разбросаны по всей Западной Европе, но больше всего их во Франции. Это – цер-
ковь Сен Мартен в Type, церковь Нотр-Дам в Клермоне, шедевр романской архитектуры – церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье.
Один из самых величественных романских храмов находился в Бургундии. Там в XI в. был построен комплекс Клюнийского аб-
батства с огромной, самой большой в Европе тех времен церковью (длина – 127 м, ширина – 40 м).
На Апеннинском полуострове существовало несколько центров романского искусства. Особенно выделялись Ломбардия с Мила-
ном и Венецией, где зарождались смелые новшества в архитектуре.
Раннее развитие городов в Северной Италии и их экономическое процветание наложили большой отпечаток на характер итальян-
ского зодчества ХI – ХIII вв.
Наряду со строительством обычных для всей Западной Европы замков, крепостей и монастырских ансамблей здесь развивалась и
собственно городская архитектура; строились многоэтажные жилые дома, здания городского самоуправления, колокольни, помещения
для цехов и торговых гильдий и др. Итальянская архитектура романской эпохи испытывала на себе сильное византийское и римское
влияние. Она более естественна и жизненна, более пластична и размеренна, чем, например, немецкое зодчество. Наиболее значитель-
ное создание средневековой романской архитектуры. Италии – венецианский собор св. Марка.
Флоренция (центр Тосканы) создала собственный стиль архитектуры, продолживший позднеантичные традиции. Так, необыкно-
венно параден многоцветный мраморный фасад флорентийской церкви Сан Миньяре.
Из белого мрамора выстроен знаменитый архитектурный ансамбль в Пизе – шедевр средневековой итальянской архитектуры,
включающий собор, баптистерий и колокольню. Знаменитую Пизанскую колокольню называют «Падающей башней».
В романской архитектуре Южной Италии и Сицилии особенно сильно ощущалось византийское влияние: соборы в Чефалу и Па-
лермо имеют роскошное мозаичное убранство. Архитектура романской эпохи в Испании несет на себе отпечаток восточных влияний.
Испанские дворцы и храмы напоминают крепостные сооружения: суровая действительность Реконкисты и ожесточенные религиозные
битвы вызвали к жизни эту особенность испанского зодчества. Влияние восточной архитектуры выразилось в применении ребристого
свода и подковообразного вида арок. Наиболее знаменитыми образцами испанской романтики являются Дворец Алькасар в Сеговии
(IХ в.) и церковь Сант Яго де Компостелла (XI в.).
Романский стиль в Англии господствовал в конце XI–ХII вв. Его специфической особенностью было соединение в здании типов
монастырского и приходского храмов. Английские храмы, хотя и весьма сходны с французскими, имеют большую протяженность и
вытянутость в длину.
Памятники романской архитектуры в Западной Европе, как правило, богато декорированы скульптурой. Монументальная
скульптура помещалась не только внутри собора, но и снаружи его, украшая в основном западный фасад и капители колонн. Преобла-
дающим видом скульптуры был рельеф.
XII столетие в истории культуры Западной Европы было переломным. Его нередко называют «веком гуманизма», «средневеко-
вым ренессансом» или даже «средневековой культурной революцией».
Именно в XII столетии возникает в Западной Европе светская литература, городская и рыцарская культура, поэзия на националь-
ных языках, вновь возрождается интерес к античному наследию. Шире распространяется грамотность, письменное слово одерживает
победу над устным. В городах, центрах новой городской культуры возникают, постепенно замещая старые монастырские, новые ка-
федральные школы.
В конце XII – начале ХIII вв. в крупных городах Западной Европы наиболее влиятельные кафедральные школы перерастают в
университеты. Возникновение университетов способствовало процессу превращения обучения в ремесло: каждый магистр должен был
обязательно получить лицензию на преподавание своего предмета. Университеты изменили роль книги: из объекта почитания и доро-
гостоящей вещи она превратилась в инструмент познания и сделалась предметом массового производства и торговли. На протяжении
ХII–ХIII вв. университеты появились в Париже, Монпелье, Салерно, Болонье, Неаполе и других городах.
Литература Западной Европы ХI – ХIII вв.
Как полагает большинство исследователей, одним из самых блестящих выражений «средневекового Ренессанса» ХII в. был рас-
цвет литературы. В ХI – ХIII вв. записан существовавший до этого в устной традиции героический эпос, который стал важнейшей со-
ставной частью письменной культуры средневековья. Эпос выступал хранителем коллективной памяти об историческом прошлом, был
выразителем идеалов и эстетических ценностей европейских народов. Его корни уходят далеко в глубь эпохи Великого переселения.
Другим направлением литературного творчества XI – ХIII вв. была рыцарская литература – важная часть рыцарской культуры
средневековья. Ее возникновение связывают с процессом консолидации сословия светских феодалов, к которым стали применять тер-
мин «рыцарство». В период развитого феодализма понятие «рыцарь» стало синонимом знатности и благородства и противопоставля-
лось прежде всего низшим сословиям – крестьянам и горожанам.
Складывается образ идеального рыцаря и кодекс рыцарской чести, согласно которому «рыцарь без страха и упрека» должен был
происходить из благородного рода, быть отважным воином, постоянно заботиться о приумножении своей славы, совершать подвиги, о
которых должен был знать весь христианский мир. Кроме этого, идеальный рыцарь должен был хранить безусловную верность своим
обязательствам перед сеньором или равным себе, быть щедрым к вассалам, защитником слабых и угнетенных. От рыцаря требовалось
быть обходительным, уметь играть на музыкальном инструменте и сочинять стихи, участвовать в турнирах и, наконец, соблюдать все
правила «куртуазии» – безупречного воспитания и поведения при дворе, т.е. светскость. Разумеется, образ идеального рыцаря нередко
расходился с действительностью, но он играл большую роль в западноевропейской культуре.
В рамках рыцарской культуры в ХII в. появились такие литературные жанры, как рыцарский роман и рыцарская поэзия. Первые
рыцарские романы появились в англо-нормандской культурной среде.
Зачинателем легенд о подвигах короля древних бриттов – Артуре (V–VI вв.), о его славных рыцарях Круглого стола, об их борьбе
с англосаксами традиционно считается Гальфрид Монмутский. В основе цикла романов о короле Артуре лежит кельтский героический
эпос. Герои его – Ланселот и Персеваль, Пальмерин и Амадис – воплощали высшие рыцарские добродетели. Распространенным моти-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- …
- следующая ›
- последняя »