Культурология. Головашин В.А. - 32 стр.

UptoLike

Составители: 

Боэций занимал почетное место в плеяде древних мудрецов, особо почитаемых в средние века. На одном из порталов Шарртского со-
бора во Франции (XII – ХV вв.) фигура Боэция олицетворяла арифметику.
Вторым крупнейшим просветителем раннего средневековья был Флавий Кассиодор (ок. 490 – ок. 585 гг.), занимавший так же, как
и Боэций, высшие должности при дворе остготских королей. В своем многогранном творчестве Кассиодор пытался соединить христи-
анскую теологию и риторическую культуру. Он предложил набор трудов историков, которые позволяли правильно рассматривать хри-
стианство в контексте мировой истории.
Яркие краски, причудливый узор, употребление драгоценных камней, металла и слоновой кости превращали средневековую кни-
гу в произведение искусства и частов драгоценность.
В Западной Европе IV – VI вв. получили всеобщее распространение разнообразные справочники, энциклопедии.
Одним из ведущих литературных жанров раннего средневековья была агиография на латинском языке, представлявшая собой
«житие святых» – рассказы о жизни, чудесах и мученичестве за веру людей, признанных церковью святыми.
Города Остготской Италии (Рим, Равенна, Милан) становятся в раннем средневековье центром развития искусства, продолжав-
шего традиции античной классики. Особенно блистала столица остготского государстваг. Равенна, которая украсилась новыми ве-
ликолепными соборами и дворцами, амфитеатрами и монументальными гробницами.
Особо примечательной постройкой Равенны был мавзолей Теодориха. Другой образец строительного искусства «Остготского
Возрождения» – крестообразный в плане мавзолей Галлы Плацидии, византийской царицы V в.
В раннесредневековой Европе храмы строились главным образом из дерева, а с ХI в. стали применяться каменные цилиндрические
своды.
В VI в. в Равенне была построена церковь, посвященная христианскому святомумученику Виталию. Главная достопримеча-
тельность храма Сан Виталевеликолепная мозаичная роспись. Мозаика была одним из основных видов искусства раннего средневе-
ковья.
На севере Италии значительным культурным центром раннего средневековья был Милан. Из памятников остготской эпохи со-
хранилась церковь Сан Лоренцо Маджоре с фрагментами мозаик V в.
Влияние варваров на культуру раннего средневековья
Другим важнейшим истоком культуры V – Х вв. была духовная жизнь варварских племен, их фольклор, искусство, обычаи, осо-
бенности мировосприятия. В народном сознании жили остатки дохристианской мифологии и культов, которые проникали даже в цер-
ковное искусство. Фольклородно из слагаемых средневековой культурыпородил и народную поэзию, и сказки; он лежит в основе
героического эпоса. Его влияние ощутимо и в религиозной литературе.
Художественное творчество варваров представлено главным образом предметами прикладного искусства. Это образцы вооруже-
ния, например, богато украшенные рукоятки мечей, культовая и бытовая утварь, разнообразные фибулы, пряжки, застежки и другие,
свидетельствующие о высокоразвитой технике обработки металлов. В произведениях искусства варваров предпочтение всегда отдава-
лось орнаменту.
Представления о могучих германских богах и героях и их борьбе со злыми силами породили причудливые орнаменты так назы-
ваемого «звериного» (тератологического) стиля. «Звериный» стиль впоследствии широко применялся в прикладном искусстве и в ро-
манской архитектуре.
Большой вклад в создание исторических трудов, освещающих деяния варваров, внесли такие писатели, как Иордан, создавший в VI в.
«Генетику», Григорий Турский, изложивший историю франков. Виднейшим лангобардским писателем был Павел Диакон (ок. 720 – 799 гг.),
написавший «Историю лангобардов».
К VII в. относится некоторое оживление культурной жизни в англосаксонских королевствах, где возникают монастырские шко-
лы, библиотеки и скриптории. Культура англосаксов наибольших успехов достигла в области литературы, а также в искусстве книж-
ной миниатюры. Англосаксы, подобно другим германским племенам, сохранили свой языческий мир, мир богов, воителей и героев.
На этом большом пласте англосаксонской культуры основывалась народная поэтическая традиция. Там возникли знаменитый
эпический цикл о легендарном британском короле Артуре, а также образец дружинной поэзии – «Поэма о Беовульфе» – крупнейшее
произведение героического эпоса англосаксов, сохранившееся целиком.
Велико также значение литературной деятельности англосаксонского короля Альфреда Великого (ок. 849 – 899 гг.), собравшего
вокруг себя выдающихся представителей теологии, философии и литературы. Альфред прославился также и своими переводами с ла-
тыни на древнеанглийский язык сочинений Беды Достопочтенного, трактатов Боэция.
«Каролингское» Возрождение
В истории раннесредневековой европейской культуры особое место принадлежит кратковременному культурному расцвету в им-
перии Каролингов, который получил название «Каролингского Возрождения». Франкская империя была первым крупнейшим государ-
ством раннего средневековья, объединившим территории современных Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга, Южной и Запад-
ной Германии, Северной и Средней Италии и северовосточной Испании.
Особого могущества империя франков достигла при правительстве Карла, прозванного Великим. Карл Великийнезаурядный
государственный деятель своего времени. Одним из первых он обратился к использованию классического античного наследия. Латин-
ский язык в его империи стал средством государственного объединения, в школах империи широко изучались древние авторы и клас-
сические дисциплины тривиума и квадривиума.
Культурные реформы во Франкском государстве проводились в тесном союзе с католической церковью, а его реформы были на-
чаты с установления единого канонического текста Библии. Центром образования и культуры в империи Каролингов была столица
Аахен. Ко двору императора пригласили образованнейших людей тогдашней Европы: из Италии, Британии, Испании. Так, в Аахене
работали Павел Диакон из Италии, Теодульф, ученый-гот из Испании.
Крупнейшим деятелем «Каролингского Возрождения» был англосакс Алкуининтереснейшая личность своего времени. Он не-
мало странствовал на своем веку, видел крупнейшие города средневековья, был знаком с выдающимися людьми и был участником
многих важных событий. Большой популярностью в Европе пользовались педагогические трактаты Алкуина, а сам Карл считал себя
его учеником. Вместе с Алкуином в придворной Академии в Аахене работал личный биограф КарлаЭйнхард, автор «Жизнеописания
Карла Великого».