Музееведение. Гужова Л.Г - 100 стр.

UptoLike

100
4.4. Культурно-образовательная и рекреационная работа музеев
4.4.1. Музейная социология и педагогика
Одно из характерных признаков современного музеяего публич-
ность. В современном мире велико значение музея как социокультурного
института, ориентированного на просвещение, образование его посетите-
лей. В конце XIX – начале XIX в. происходило активное развитие исследо-
вательской работы в области изучения
музейного посетителя, что приво-
дило к формированию нового направления в музейной деятельностиму-
зейной социологии. Она изучает закономерности развития музея как соци-
ального института и его взаимоотношения с обществом. Основной объект
изучения данной отраслимузейная аудиторияобщность людей, на ко-
торых направлено воздействие музея.
Исследование музейной аудитории началось в конце XIX –
начале
XX в. и в России, и за рубежом. Именно в этот период формировалась но-
вая тенденция создания музейных экспозиций с учётом интересов и вос-
приятия материала музейной аудиторией.
Один из первых значение посетителя как потребителя музейной ин-
формации подчеркнул Б. Джилмен в 1916 г. О роли посетителя в музее го-
ворится
в трудах П. А. Флоренского, Н. Ф. Фёдорова, О. Нейрата, А. Ба-
кушинского, И. Забелина и других.
Всплеск интереса к музейной аудитории в России произошёл в
20 – 30-е гг. XX в., что было связано с развитием социологических и пси-
хологических наук, изменением состава и ростом численности посетителей
музея. В последующие годы партийно-
идеологические установки, с одной
стороны, сузили социологические исследования до изучения организован-
ных групповых экскурсий, выработали определённые штампы в работе му-
зея, а с другойсформулировали типологию музейной аудитории, скоор-
динировали и направили деятельность специалистов-экскурсоводов, мето-
дистов, отвечающих за проведение работы с посетителями.
В начале 90-х гг. XX в. в связи с
произошедшими изменениями в об-
щественной жизни страны появилась необходимость решения актуальных
социальных и экономических задач, повышения эффективности музейной
деятельности. В этот период изучались социально-демографические
признаки, среди которых особое место отводилось образовательному фак-
тору, как основному в отношении к музею и его деятельности. Анализиро-
     4.4. Культурно-образовательная и рекреационная работа музеев

                  4.4.1. Музейная социология и педагогика

     Одно из характерных признаков современного музея – его публич-
ность. В современном мире велико значение музея как социокультурного
института, ориентированного на просвещение, образование его посетите-
лей. В конце XIX – начале XIX в. происходило активное развитие исследо-
вательской работы в области изучения музейного посетителя, что приво-
дило к формированию нового направления в музейной деятельности – му-
зейной социологии. Она изучает закономерности развития музея как соци-
ального института и его взаимоотношения с обществом. Основной объект
изучения данной отрасли – музейная аудитория – общность людей, на ко-
торых направлено воздействие музея.
     Исследование музейной аудитории началось в конце XIX – начале
XX в. и в России, и за рубежом. Именно в этот период формировалась но-
вая тенденция создания музейных экспозиций с учётом интересов и вос-
приятия материала музейной аудиторией.
     Один из первых значение посетителя как потребителя музейной ин-
формации подчеркнул Б. Джилмен в 1916 г. О роли посетителя в музее го-
ворится в трудах П. А. Флоренского, Н. Ф. Фёдорова, О. Нейрата, А. Ба-
кушинского, И. Забелина и других.
     Всплеск интереса к музейной аудитории в России произошёл в
20 – 30-е гг. XX в., что было связано с развитием социологических и пси-
хологических наук, изменением состава и ростом численности посетителей
музея. В последующие годы партийно-идеологические установки, с одной
стороны, сузили социологические исследования до изучения организован-
ных групповых экскурсий, выработали определённые штампы в работе му-
зея, а с другой – сформулировали типологию музейной аудитории, скоор-
динировали и направили деятельность специалистов-экскурсоводов, мето-
дистов, отвечающих за проведение работы с посетителями.
     В начале 90-х гг. XX в. в связи с произошедшими изменениями в об-
щественной жизни страны появилась необходимость решения актуальных
социальных и экономических задач, повышения эффективности музейной
деятельности. В этот период изучались социально-демографические
признаки, среди которых особое место отводилось образовательному фак-
тору, как основному в отношении к музею и его деятельности. Анализиро-

                                    100