Музееведение. Гужова Л.Г - 18 стр.

UptoLike

18
1.2. Собирательство в Средние века
1.2.1. Собрания церковных сокровищниц
Эпоха Средневековья охватывает более тысячелетия: с конца V в. до
середины XVII в н.э., от падения Западной Римской империи до начала
буржуазных революций в Англии и Нидерландах. Эта общеисторическая
периодизация отражает основные тенденции в развитии европейского об-
щества, а национальные особенности
вносят в неё свои коррективы, обу-
словливая разные темпы развития культуры в западноевропейском регионе
и в Восточной Европе.
С кризисом античного мира произошло вытеснение светского миро-
воззрения античности. Период Средневековьяособая ступень в мировом
художественном развитии. Единое для всех стран Европы христианское
мировоззрение сформировало все средневековое искусство. В средневеко-
вой
культуре не было места античным собраниям художественных произ-
ведений и исторических реликвий. Жизнелюбивое античное искусство с
его поклонением красоте и совершенству форм отвергалось.
В эпоху раннего Средневековья были рассеяны художественные со-
брания античного мира. В христианстве язычество связывалось с силами
зла. Языческие статуи стали казаться людям воплощением демонов в
камне, а
потому подвергались дроблению. Так, например, древняя языче-
ская реликвиястатуя Афродиты (скульптор Лисипп) – была обвинена в
том, что служила прибежищем злых сил, она околдовала тосканский го-
род-республику Сиена, на центральной площади которого была незадолго
до того установлена. Этим колдовством объяснили неудачи города в меж-
доусобной вражде с Флоренцией. Уничтожались
античные художествен-
ные произведения и по практическим соображениям: бронзовые статуи пе-
реплавлялись на монеты, а мраморные обтесывали и пережигали на из-
весть, чтобы получить строительный материал.
Средневековый человек встречался с искусством, главным образом, в
храме. Церковь всегда понимала силу искусства, относилась к нему, как к
Священному Писанию для неграмотных (неграмотностьхарактерное
яв-
ление той эпохи). Мостом между искусством собственно Средневековья и
античным являлось так называемое раннехристианское искусство, сохра-
нившееся в катакомбахместах сбора и убежища первых христиан, пре-
следуемых в языческом Риме. В росписях катакомб использовались антич-
ные мотивы, но уже в соответствии с духом новой религии. Это была си-
                   1.2. Собирательство в Средние века

                  1.2.1. Собрания церковных сокровищниц

     Эпоха Средневековья охватывает более тысячелетия: с конца V в. до
середины XVII в н.э., от падения Западной Римской империи до начала
буржуазных революций в Англии и Нидерландах. Эта общеисторическая
периодизация отражает основные тенденции в развитии европейского об-
щества, а национальные особенности вносят в неё свои коррективы, обу-
словливая разные темпы развития культуры в западноевропейском регионе
и в Восточной Европе.
     С кризисом античного мира произошло вытеснение светского миро-
воззрения античности. Период Средневековья – особая ступень в мировом
художественном развитии. Единое для всех стран Европы христианское
мировоззрение сформировало все средневековое искусство. В средневеко-
вой культуре не было места античным собраниям художественных произ-
ведений и исторических реликвий. Жизнелюбивое античное искусство с
его поклонением красоте и совершенству форм отвергалось.
     В эпоху раннего Средневековья были рассеяны художественные со-
брания античного мира. В христианстве язычество связывалось с силами
зла. Языческие статуи стали казаться людям воплощением демонов в
камне, а потому подвергались дроблению. Так, например, древняя языче-
ская реликвия – статуя Афродиты (скульптор Лисипп) – была обвинена в
том, что служила прибежищем злых сил, она околдовала тосканский го-
род-республику Сиена, на центральной площади которого была незадолго
до того установлена. Этим колдовством объяснили неудачи города в меж-
доусобной вражде с Флоренцией. Уничтожались античные художествен-
ные произведения и по практическим соображениям: бронзовые статуи пе-
реплавлялись на монеты, а мраморные обтесывали и пережигали на из-
весть, чтобы получить строительный материал.
     Средневековый человек встречался с искусством, главным образом, в
храме. Церковь всегда понимала силу искусства, относилась к нему, как к
Священному Писанию для неграмотных (неграмотность – характерное яв-
ление той эпохи). Мостом между искусством собственно Средневековья и
античным являлось так называемое раннехристианское искусство, сохра-
нившееся в катакомбах – местах сбора и убежища первых христиан, пре-
следуемых в языческом Риме. В росписях катакомб использовались антич-
ные мотивы, но уже в соответствии с духом новой религии. Это была си-
                                    18