Музееведение. Гужова Л.Г - 39 стр.

UptoLike

39
ции памятников, что сам факт национализации является свидетельством
исключительной ценности данного собрания или предмета. Уже в 1917 г.
советская власть национализировала все дворцы царской семьи и высшей
придворной знати. Был организован учет и охрана предметов музейного
значения.
С весны 1918 г. началась национализация, то есть постановка на гос-
ударственный учет крупнейших общественных
и церковных музейных со-
браний: Третьяковской и Щукинской галерей, коллекций Троице-
Сергиевой Лавры и так далее. В ходе национализации огромная масса па-
мятников истории и культуры попала в хранилище музейного фонда
РСФСР, возникшего в 1918 г., и вскоре пополнила фонды действующих
музеев.
Происходило формирование законодательной базы по вопросам
охраны памятников истории
и культуры. Так, 19 сентября 1918 г. вступил
в действие разработанный Наркомпросом декрет «О запрещении вывоза за
границу предметов искусства и старины». 10 октября был принят декрет
«О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и ста-
рины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». Эти
документы, дополненные 5 декабря 1918 г. декретом «
Об охране научных
ценностей», стали основополагающими в системе мер по учету и охране
всех без исключения памятников музейного значения. Согласно вышепе-
речисленным документам считалось недопустимым конфисковывать му-
зейные предметы и коллекции у действующих организаций и учреждений.
Новым явлением в музейном строительстве стало создание в ноябре
1919 г. первого музея революции, разместившегося
в 13 залах Зимнего
дворца.
В первое пятилетие советской власти особое внимание обращалось на
просветительскую функцию музеев. Важную роль сыграли многочис-
ленные общедоступные выставки, посвященные истории развития чело-
вечества, древнерусской и современной живописи. Их организаторами вы-
ступали ведущие музеи страны. Нередко такие выставки перерастали в са-
мостоятельные музеи или в отделы существующих
музеев.
Развитие местных музеев осуществлялось в 1920-е гг. в тесном со-
трудничестве с краеведческим движением, руководство которым взяла
на себя Академия наук. Деятельность музеев обсуждалась на многочис-
ленных краеведческих конференциях и страницах краеведческих изданий.
1920-е гг. вошли в историю как «Золотое десятилетие краеведения». К со-
ции памятников, что сам факт национализации является свидетельством
исключительной ценности данного собрания или предмета. Уже в 1917 г.
советская власть национализировала все дворцы царской семьи и высшей
придворной знати. Был организован учет и охрана предметов музейного
значения.
     С весны 1918 г. началась национализация, то есть постановка на гос-
ударственный учет крупнейших общественных и церковных музейных со-
браний: Третьяковской и Щукинской галерей, коллекций Троице-
Сергиевой Лавры и так далее. В ходе национализации огромная масса па-
мятников истории и культуры попала в хранилище музейного фонда
РСФСР, возникшего в 1918 г., и вскоре пополнила фонды действующих
музеев.
     Происходило формирование законодательной базы по вопросам
охраны памятников истории и культуры. Так, 19 сентября 1918 г. вступил
в действие разработанный Наркомпросом декрет «О запрещении вывоза за
границу предметов искусства и старины». 10 октября был принят декрет
«О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и ста-
рины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». Эти
документы, дополненные 5 декабря 1918 г. декретом «Об охране научных
ценностей», стали основополагающими в системе мер по учету и охране
всех без исключения памятников музейного значения. Согласно вышепе-
речисленным документам считалось недопустимым конфисковывать му-
зейные предметы и коллекции у действующих организаций и учреждений.
     Новым явлением в музейном строительстве стало создание в ноябре
1919 г. первого музея революции, разместившегося в 13 залах Зимнего
дворца.
     В первое пятилетие советской власти особое внимание обращалось на
просветительскую функцию музеев. Важную роль сыграли многочис-
ленные общедоступные выставки, посвященные истории развития чело-
вечества, древнерусской и современной живописи. Их организаторами вы-
ступали ведущие музеи страны. Нередко такие выставки перерастали в са-
мостоятельные музеи или в отделы существующих музеев.
     Развитие местных музеев осуществлялось в 1920-е гг. в тесном со-
трудничестве с краеведческим движением, руководство которым взяла
на себя Академия наук. Деятельность музеев обсуждалась на многочис-
ленных краеведческих конференциях и страницах краеведческих изданий.
1920-е гг. вошли в историю как «Золотое десятилетие краеведения». К со-
                                     39