Специфика трудовой культуры. Гущина В.Н. - 29 стр.

UptoLike

Составители: 

29
бой и с окружающим миром, обеспечивая целостность бытия- в- мире. Деятель-
ностная феноменология М . Хайдеггера раскрывает , каким образом благодаря
труду происходит соприкосновение разных сущих : «То, чего ближайшим обра -
зом держится повседневное обращение, это даже не сами средства труда , но
работа» [25, 69-70]. Именно в работе человеку открываются свойства
предметов и мира, в котором они существуют, а также качества субъектов,
участвующих в процессе и тех , для которых предназначены ее результаты . Все
элементы мира , в котором существует человек , согласовываются друг с другом,
стягиваются в единство благодаря обращению в мире, которое зиждется на
работе изготовлении и/ или применении чего - либо. Результатом такого
бытийного способа присутствия человека в мире является становление
мирности, или жизненного пространства (усредненной повседневности). С этой
точки зрения общество предстает как множество имеющих свои смыслы
пространств, характеризующихся особым качеством присущего всем им набора
элементов (средств деятельности, практических навыков и людей ). Способом
складывания данных пространств, раскрытия смыслов обращающихся в них
сущих (средств, предметов, субъектов, среды ), конституирования и
воспроизведения идентичностей являются практики, которые понимаются как
«различные упорядоченные совокупности навыков целесообразной
деятельности (практического искусства), которые, в то же время, раскрывают
человеку возможности состояться в том или ином социальном качестве (в
качестве «врача» , «политика» , «отца» , «плотника», «предпринимателя»,
«женщины», «шамана» и т . д.)» [8, 16]. Понятие практики Хайдеггера в таком
понимании близко понятию труда , но не идентично ему. Оно шире понятия
труда и не сводится к понятию профессиональной деятельности, поскольку
включает в себя такие практики как «быть отцом», «быть женщиной» и другие.
Труд и практику объединяет то, что они имеют важное значение для жизни
человека, целенаправленны, опосредованы предметностью . Но практики
осуществляются как в публичном, так и в приватном пространстве, в то время
как трудовая деятельность, по мере профессионализации труда , все больше
концентрируется в сфере публичности. Кроме того , не все практики, в отличие
от труда , ведут к созданию конкретных материальных или духовных
результатов и сопровождаются получением материального вознаграждения.
Особенно это касается практик в домашнем пространстве, а также различных
видов общественной деятельности, хотя последние также все больше про -
фессионализируются. Трудности в однозначном определении труда как особой деятельности свя-
заны с многообразием его видов в обществе, с изменением и развитием его
форм и содержания в ходе исторического развития человечества.
До XIX в. к собственно человеческой деятельности философы относили , в
основном, только духовные практики. Первым мыслителем , кто обратился к
анализу материально-производительного труда , был Карл Маркс . Он показал
его значение для конституирования общества, «второй природы», которая есть
ни что иное как результат порождения человека его трудом. Он выделил основ-
ные моменты труда (субъекта, предмет и орудия труда ) и охарактеризовал его
как сознательный, целесообразный процесс преобразования природы с целью
                                    29

бой и с окружающим миром, обеспечивая целостность бытия-в-мире. Деятель-
ностная феноменология М. Хайдеггера раскрывает, каким образом благодаря
труду происходит соприкосновение разных сущих: «То, чего ближайшим обра-
зом держится повседневное обращение, это даже не сами средства труда, но
работа» [25, 69-70]. Именно в работе человеку открываются свойства
предметов и мира, в котором они существуют, а также качества субъектов,
участвующих в процессе и тех, для которых предназначены ее результаты. Все
элементы мира, в котором существует человек, согласовываются друг с другом,
стягиваются в единство благодаря обращению в мире, которое зиждется на
работе – изготовлении и/или применении чего-либо. Результатом такого
бытийного способа присутствия человека в мире является становление
мирности, или жизненного пространства (усредненной повседневности). С этой
точки зрения общество предстает как множество имеющих свои смыслы
пространств, характеризующихся особым качеством присущего всем им набора
элементов (средств деятельности, практических навыков и людей). Способом
складывания данных пространств, раскрытия смыслов обращающихся в них
сущих (средств, предметов, субъектов, среды), конституирования и
воспроизведения идентичностей являются практики, которые понимаются как
«различные     упорядоченные     совокупности    навыков     целесообразной
деятельности (практического искусства), которые, в то же время, раскрывают
человеку возможности состояться в том или ином социальном качестве (в
качестве «врача», «политика», «отца», «плотника», «предпринимателя»,
«женщины», «шамана» и т.д.)» [8, 16]. Понятие практики Хайдеггера в таком
понимании близко понятию труда, но не идентично ему. Оно шире понятия
труда и не сводится к понятию профессиональной деятельности, поскольку
включает в себя такие практики как «быть отцом», «быть женщиной» и другие.
Труд и практику объединяет то, что они имеют важное значение для жизни
человека, целенаправленны, опосредованы предметностью. Но практики
осуществляются как в публичном, так и в приватном пространстве, в то время
как трудовая деятельность, по мере профессионализации труда, все больше
концентрируется в сфере публичности. Кроме того, не все практики, в отличие
от труда, ведут к созданию конкретных материальных или духовных
результатов и сопровождаются получением материального вознаграждения.
Особенно это касается практик в домашнем пространстве, а также различных
видов общественной деятельности, хотя последние также все больше про-
фессионализируются.
     Трудности в однозначном определении труда как особой деятельности свя-
заны с многообразием его видов в обществе, с изменением и развитием его
форм и содержания в ходе исторического развития человечества.
     До XIX в. к собственно человеческой деятельности философы относили, в
основном, только духовные практики. Первым мыслителем, кто обратился к
анализу материально-производительного труда, был Карл Маркс. Он показал
его значение для конституирования общества, «второй природы», которая есть
ни что иное как результат порождения человека его трудом. Он выделил основ-
ные моменты труда (субъекта, предмет и орудия труда) и охарактеризовал его
как сознательный, целесообразный процесс преобразования природы с целью