Специфика трудовой культуры. Гущина В.Н. - 32 стр.

UptoLike

Составители: 

32
дельческих государствах физический труд считался уделом рабов, осуществ-
лялся посредством насилия и был лишен внутренних источников развития, по-
этому общество могло существовать, в основном, за счет завоеваний и посту-
павших в результате их ценностей . Классическим примером такого типа разви-
тия являлась древнеримская империя, которая стала клониться к упадку по ме-
ре того , как ее военная машина перестала обеспечивать безопасность границ и
поступление новых материальных, финансовых, человеческих ресурсов.
Неблагоприятный духовный климат также может препятствовать развитию
экономической сферы . Гипертрофированное развитие культа мертвых в древ-
нем Египте привело к тому, что основная часть производимого прибавочного
продукта использовалась не на производительное и даже не на человеческое
потребление, а упаковывалась в гробницы , что стало одной из причин медлен -
ного развития древнеегипетской цивилизации. Одна из версий причин краха
Римской империи заключается в объяснении его упадком нравственности, ко -
торый, по замечанию историков экономики, странным образом совпал с рас -
пространением в ней христианства [4, 58]. Не благоприятствовал развитию эко-
номики и классический буддизм, согласно учению которого в труде создается
богатство , оно привязывает человека к жизни и по сему является препятствием
к достижению нирваны, которой можно достичь, лишь освободившись от тру-
да . В средние века определенное представление о чести предписывало благо -
родным сеньорам не производить, а тратить как можно больше, что в конечном
счете привело аристократическое сословие к экономическому краху и к тому,
что оно практически покинуло авансцену истории.
Воздействие на трудовую культуру со стороны других сфер общества (по-
литики, быта, семьи, религии, науки, искусства и других ), которые значительно
более культурно-специфически окрашены, неизбежно накладывает свой отпе-
чаток на характер трудовой активности, ее качество , эффективность и продук -
тивность. В разных странах содержание этих составляющих и их конфигурация
различны. Начиная с XVII в., в Западной Европе фактором, оказывавшим непо-
средственное воздействие на развитие сферы труда , становится наука, степень
ее развития и характер связи с производством. В дальнейшем значение науки
все более возрастает , что приводит к ее определению как «непосредственной
производительной силы». Со второй половины ХХ в. она становится той доми-
нантой, которая оказывает влияние не только на экономику, но на все осталь-
ные сферы общества, и не только в Европе, но и во всех регионах мира .
Общества различаются не только содержанием , но и «толщиной» и «плот-
ностью» социокультурного контекста, который складывается из социальных
институтов, культурных традиций , повседневных практик . Эдвард Холл, иссле-
дователь межкультурных коммуникаций , разделил культуры на низко- и высо-
ко- контекстные (low-context и high-context) в зависимости от качества и степени
влияния контекста [36, 105-116]. «Толщина» контекста зависит от степени
дифференциации и автономизации деятельности. В традиционных обществах
она выше, чем в промышленно развитых, поскольку в первых любая деятель-
ность синкретична и несет в себе много различных смыслов. В обществах с
«тонким контекстом» большая часть сообщений связана с профессиональной
                                      32

дельческих государствах физический труд считался уделом рабов, осуществ-
лялся посредством насилия и был лишен внутренних источников развития, по-
этому общество могло существовать, в основном, за счет завоеваний и посту-
павших в результате их ценностей. Классическим примером такого типа разви-
тия являлась древнеримская империя, которая стала клониться к упадку по ме-
ре того, как ее военная машина перестала обеспечивать безопасность границ и
поступление новых материальных, финансовых, человеческих ресурсов.
     Неблагоприятный духовный климат также может препятствовать развитию
экономической сферы. Гипертрофированное развитие культа мертвых в древ-
нем Египте привело к тому, что основная часть производимого прибавочного
продукта использовалась не на производительное и даже не на человеческое
потребление, а упаковывалась в гробницы, что стало одной из причин медлен-
ного развития древнеегипетской цивилизации. Одна из версий причин краха
Римской империи заключается в объяснении его упадком нравственности, ко-
торый, по замечанию историков экономики, странным образом совпал с рас-
пространением в ней христианства [4, 58]. Не благоприятствовал развитию эко-
номики и классический буддизм, согласно учению которого в труде создается
богатство, оно привязывает человека к жизни и по сему является препятствием
к достижению нирваны, которой можно достичь, лишь освободившись от тру-
да. В средние века определенное представление о чести предписывало благо-
родным сеньорам не производить, а тратить как можно больше, что в конечном
счете привело аристократическое сословие к экономическому краху и к тому,
что оно практически покинуло авансцену истории.
     Воздействие на трудовую культуру со стороны других сфер общества (по-
литики, быта, семьи, религии, науки, искусства и других), которые значительно
более культурно-специфически окрашены, неизбежно накладывает свой отпе-
чаток на характер трудовой активности, ее качество, эффективность и продук-
тивность. В разных странах содержание этих составляющих и их конфигурация
различны. Начиная с XVII в., в Западной Европе фактором, оказывавшим непо-
средственное воздействие на развитие сферы труда, становится наука, степень
ее развития и характер связи с производством. В дальнейшем значение науки
все более возрастает, что приводит к ее определению как «непосредственной
производительной силы». Со второй половины ХХ в. она становится той доми-
нантой, которая оказывает влияние не только на экономику, но на все осталь-
ные сферы общества, и не только в Европе, но и во всех регионах мира.
     Общества различаются не только содержанием, но и «толщиной» и «плот-
ностью» социокультурного контекста, который складывается из социальных
институтов, культурных традиций, повседневных практик. Эдвард Холл, иссле-
дователь межкультурных коммуникаций, разделил культуры на низко- и высо-
ко-контекстные (low-context и high-context) в зависимости от качества и степени
влияния контекста [36, 105-116]. «Толщина» контекста зависит от степени
дифференциации и автономизации деятельности. В традиционных обществах
она выше, чем в промышленно развитых, поскольку в первых любая деятель-
ность синкретична и несет в себе много различных смыслов. В обществах с
«тонким контекстом» большая часть сообщений связана с профессиональной