Специфика трудовой культуры. Гущина В.Н. - 33 стр.

UptoLike

Составители: 

33
коммуникацией , и они несут в себе строго определенную информацию . Но и в
этих обществах дискурс социальных действий разворачивается на определен -
ном фоне, без учета которого они не могут быть поняты и интерпретированы.
Особенность современной эпохи это глобализация контекста, расшире-
ние локального социокультурного окружения, в котором действует человек , до
масштабов всего мира. Это стало возможным благодаря ИКТ и средствам ком-
муникации, которые делают реальными трудовые операции одного субъекта в
разных регионах земли , поэтому он должен учитывать реакцию на свои дейст-
вия не только местного сообщества, но и просчитывать их возможные послед-
ствия в других регионах , оказавшихся затронутыми его активностью .
Современные социальные науки отличаются пристальным вниманием к
контексту. Австрийский философ Людвиг Витгенштейн ввел понятие «фона»
(background) и «фоновых практик», которые составляют его содержание. Он ут -
верждал, что описать человеческое поведение можно, «лишь показав все разно-
образие человеческих действий в их полном смешении. Не то, что один человек
делает в данный момент, а вся сумятица [действий ] образует тот фон , на кото-
ром мы видим любое действие, и который задает наши суждения, наши понятия
и наши реакции» [35, 97]. Таким образом, не только описать, но и объяснить и
интерпретировать поведение, в т.ч. и трудовое, человека, можно только с уче-
том того фона, или контекста, в котором он действует . В такой интерпретации
понятие контекста сливается с понятием практики: самое простое понимание
фоновой практики просто деятельностный контекст, в котором интерпретиру-
ется высказывание или поведение [8, 13].
Понятие «фона» или «фоновых практик» было развито другими учеными,
которые под ними понимают некоторый набор принятых в определенной
культуре традиционных способов совместной деятельности, навыков
обращения с различными предметами, обеспечивающих адекватное восприятие
высказываний и поступков [28; 33]. Другими словами, «фоновые практики»
представляют собой часть социокультурного контекста, в котором действуют
герои литературных произведений , или исторические персонажи, или
актуальные респонденты , или конкретные деятели и который может не быть
представлен в самом высказывании или поступке, существуя в форме неявного
знания, но без которого нельзя понять происходящее. Соответственно, чтобы
адекватно идентифицировать личность человека, надо брать во внимание не
только его чувства и мысли , высказывания его самого о себе и других о нем , но
и его практические действия, а также весь набор элементов, составляющих его
повседневный жизненный мир. Все это относится и к экономическим
практикам . Их действительный смысл раскрывается конкретными способами
деятельности, и понятие труда должно эксплицироваться на их фоне, а не в
соответствии с теоретическими построениями. Так, исследователи
современного предпринимательства в России отмечают, что его невозможно
понять и объяснить вне социокультурного контекста. Например, выражение
«искать крышу» далеко от буквального смысла. Чтобы его понять, требуется
хотя бы малейшее представление о функционировании формальной и
неформальной экономики в России и жизни общества в целом [14, 140]. Оно
                                     33

коммуникацией, и они несут в себе строго определенную информацию. Но и в
этих обществах дискурс социальных действий разворачивается на определен-
ном фоне, без учета которого они не могут быть поняты и интерпретированы.
     Особенность современной эпохи – это глобализация контекста, расшире-
ние локального социокультурного окружения, в котором действует человек, до
масштабов всего мира. Это стало возможным благодаря ИКТ и средствам ком-
муникации, которые делают реальными трудовые операции одного субъекта в
разных регионах земли, поэтому он должен учитывать реакцию на свои дейст-
вия не только местного сообщества, но и просчитывать их возможные послед-
ствия в других регионах, оказавшихся затронутыми его активностью.
     Современные социальные науки отличаются пристальным вниманием к
контексту. Австрийский философ Людвиг Витгенштейн ввел понятие «фона»
(background) и «фоновых практик», которые составляют его содержание. Он ут-
верждал, что описать человеческое поведение можно, «лишь показав все разно-
образие человеческих действий в их полном смешении. Не то, что один человек
делает в данный момент, а вся сумятица [действий] образует тот фон, на кото-
ром мы видим любое действие, и который задает наши суждения, наши понятия
и наши реакции» [35, 97]. Таким образом, не только описать, но и объяснить и
интерпретировать поведение, в т.ч. и трудовое, человека, можно только с уче-
том того фона, или контекста, в котором он действует. В такой интерпретации
понятие контекста сливается с понятием практики: самое простое понимание
фоновой практики – просто деятельностный контекст, в котором интерпретиру-
ется высказывание или поведение [8, 13].
     Понятие «фона» или «фоновых практик» было развито другими учеными,
которые под ними понимают некоторый набор принятых в определенной
культуре традиционных способов совместной деятельности, навыков
обращения с различными предметами, обеспечивающих адекватное восприятие
высказываний и поступков [28; 33]. Другими словами, «фоновые практики»
представляют собой часть социокультурного контекста, в котором действуют
герои литературных произведений, или исторические персонажи, или
актуальные респонденты, или конкретные деятели и который может не быть
представлен в самом высказывании или поступке, существуя в форме неявного
знания, но без которого нельзя понять происходящее. Соответственно, чтобы
адекватно идентифицировать личность человека, надо брать во внимание не
только его чувства и мысли, высказывания его самого о себе и других о нем, но
и его практические действия, а также весь набор элементов, составляющих его
повседневный жизненный мир. Все это относится и к экономическим
практикам. Их действительный смысл раскрывается конкретными способами
деятельности, и понятие труда должно эксплицироваться на их фоне, а не в
соответствии с теоретическими построениями. Так, исследователи
современного предпринимательства в России отмечают, что его невозможно
понять и объяснить вне социокультурного контекста. Например, выражение
«искать крышу» далеко от буквального смысла. Чтобы его понять, требуется
хотя бы малейшее представление о функционировании формальной и
неформальной экономики в России и жизни общества в целом [14, 140]. Оно