Специфика трудовой культуры. Гущина В.Н. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

4
Диалог цивилизаций в современную эпоху ведется, прежде всего , на дело -
вом, профессиональном, экономическом языке и по поводу деловых контактов,
реализуется в ходе решения экономических и социальных проблем . Поэтому на
первый план выходит трудовая, или деловая, культура. Это не только определя-
ет ее влияние на развитие экономики, но и задает ее приоритет в системе куль-
туры в целом, повышает аксиологическую и практическую значимость для всего
мирового общества. Это связано с тем , что трудовая культура кардинальным
образом влияет на все виды человеческой деятельности: политику, право , науку,
искусство и другие, поскольку все они из разряда творческих искусств, каковы -
ми они числились в традиционных обществах , в результате углубляющейся спе-
циализации труда , перешли в статус профессиональных, рутинизированных ви-
дов практики и их достижения связаны, прежде всего , с овладением их субъек -
тами профессиональными навыками.
Специализация, профессионализация, насыщенность техническими средст-
вами всех видов современной деятельности изменяют традиционную структуру
общества, содержание и формы привычных видов деятельности, их соотноше-
ние друг с другом; ставят новые проблемы и задачи перед специалистами. По-
вышенные требования предъявляются к субъектам даже тех видов деятельности,
которые традиционно считались досуговыми. По мнению французского фило -
софа-постмодерниста Жана Бодрийяра, «труд больше не отличается от других
видов практики, в частности от своей противоположности свободного време-
ни, которое, предполагая такую же степень мобилизации и приставленности к
делу , оказывается ныне точно таким же оказыванием услуг… Короче говоря ,
лопается не только надуманное разграничение производительного и непроизво -
дительного труда , но даже и разграничение труда и всего остального» [5, 68-69].
Изменения в сфере труда генерируют различные, часто противоречивые
последствия. С одной стороны, НТР и ИКР привели к становлению постиндуст-
риального общества, характерной чертой которого является одухотворение
(spiritualization) экономики [24, 160], что выражается в значительном возраста-
нии в экономике удельного веса духовных составляющих (интеллектуальных,
нравственных, эстетических ). Это приводит к исчезновению традиционного
разделения физического и умственного труда и заставляет по-новому переос-
мыслить природу труда и его значение в жизни общества. С другой стороны, со-
временное общество становится все более материальным [32, 33]. Это связано с
резким увеличением количества и многообразия товаров и услуг, с мощнейшим
потоком потребительских ценностей и возрастанием их значения в жизни чело -
века, что позволяет говорить о возникновении и становлении общества потреб -
ления. Все эти изменения в мировой экономической системе, в самой сущности
труда требуют повышенного внимания к его культуре и переоценки ее значения
и места в системе культуры и в обществе в целом.
Однако многие современные учебники по культурологии, теории и истории
отечественной и мировой культуры ограничивают ее традиционными сферами
духовно-практической деятельности (религией , наукой, искусством), не уделяя
должного внимания сфере труда . Это не только обедняет , но и искажает пред-
ставления о культуре, ее изучение приобретает умозрительный, оторванный от
                                      4

      Диалог цивилизаций в современную эпоху ведется, прежде всего, на дело-
вом, профессиональном, экономическом языке и по поводу деловых контактов,
реализуется в ходе решения экономических и социальных проблем. Поэтому на
первый план выходит трудовая, или деловая, культура. Это не только определя-
ет ее влияние на развитие экономики, но и задает ее приоритет в системе куль-
туры в целом, повышает аксиологическую и практическую значимость для всего
мирового общества. Это связано с тем, что трудовая культура кардинальным
образом влияет на все виды человеческой деятельности: политику, право, науку,
искусство и другие, поскольку все они из разряда творческих искусств, каковы-
ми они числились в традиционных обществах, в результате углубляющейся спе-
циализации труда, перешли в статус профессиональных, рутинизированных ви-
дов практики и их достижения связаны, прежде всего, с овладением их субъек-
тами профессиональными навыками.
      Специализация, профессионализация, насыщенность техническими средст-
вами всех видов современной деятельности изменяют традиционную структуру
общества, содержание и формы привычных видов деятельности, их соотноше-
ние друг с другом; ставят новые проблемы и задачи перед специалистами. По-
вышенные требования предъявляются к субъектам даже тех видов деятельности,
которые традиционно считались досуговыми. По мнению французского фило-
софа-постмодерниста Жана Бодрийяра, «труд больше не отличается от других
видов практики, в частности от своей противоположности – свободного време-
ни, которое, предполагая такую же степень мобилизации и приставленности к
делу …, оказывается ныне точно таким же оказыванием услуг… Короче говоря,
лопается не только надуманное разграничение производительного и непроизво-
дительного труда, но даже и разграничение труда и всего остального» [5, 68-69].
      Изменения в сфере труда генерируют различные, часто противоречивые
последствия. С одной стороны, НТР и ИКР привели к становлению постиндуст-
риального общества, характерной чертой которого является одухотворение
(spiritualization) экономики [24, 160], что выражается в значительном возраста-
нии в экономике удельного веса духовных составляющих (интеллектуальных,
нравственных, эстетических). Это приводит к исчезновению традиционного
разделения физического и умственного труда и заставляет по-новому переос-
мыслить природу труда и его значение в жизни общества. С другой стороны, со-
временное общество становится все более материальным [32, 33]. Это связано с
резким увеличением количества и многообразия товаров и услуг, с мощнейшим
потоком потребительских ценностей и возрастанием их значения в жизни чело-
века, что позволяет говорить о возникновении и становлении общества потреб-
ления. Все эти изменения в мировой экономической системе, в самой сущности
труда требуют повышенного внимания к его культуре и переоценки ее значения
и места в системе культуры и в обществе в целом.
      Однако многие современные учебники по культурологии, теории и истории
отечественной и мировой культуры ограничивают ее традиционными сферами
духовно-практической деятельности (религией, наукой, искусством), не уделяя
должного внимания сфере труда. Это не только обедняет, но и искажает пред-
ставления о культуре, ее изучение приобретает умозрительный, оторванный от