Специфика трудовой культуры. Гущина В.Н. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

6
клиентами и служащими, для взаимоотношений с местным сообществом и об-
ществом в целом, характеризует включенность в политическую и другие виды
общественно-полезной активности, степень правового регулирования предпри -
нимательства и другие аспекты .
В западной научной обществоведческой традиции деловая этика также тра -
диционно относится только к предпринимателям, к людям, занимающимся ча-
стным бизнесом. Но предпринимательство только один из видов созидающей
активности человека. Его отличительной чертой является новаторский характер
( антрепренером (от фр. еntreprendre предпринимать) называется тот, кто соз-
дает новые ценности (товары , услуги) или открывает новую , до него неизвест-
ную нишу рынка) [31, 5-7]. Труд же может быть не только творческим, произво -
дящим новые потребительские стоимости, но и рутинным, воспроизводящим
одни и те же процессы и предметы , исполнительским, хотя в идеале трудовая
деятельность также должна иметь творческий , новаторский характер и создавать
новые ценности, т.е. быть в определенном смысле предпринимательской. В та-
ком понимании предпринимательство тождественно труду, поскольку оно также
требует больших физических и духовных усилий от своих субъектов, часто даже
более интенсивных, чем работа исполнителей , а труд предпринимательству,
поскольку он создает новые потребительские и меновые стоимости.
Исторически оба вида деятельности возникают на основе традиционной
трудовой культуры : крестьянского и ремесленного труда , которые всегда соче-
тали в себе обе стороны: производство новых продуктов и изделий и воспроиз-
водство одних и тех же предметов и операций . В результате усложнения и диф -
ференциации общества, углубляющегося разделения и специализации труда , ко-
торое является законом общественного развития, их пути расходятся. По мере
распадения общества на владельцев средств производства и наемных работни-
ков, содержание их производительной активности начинает различаться. Труд,
становясь механическим, превращается в массовый, серийный, рутинный, а
предпринимательская деятельность сохраняет за собой новаторский , творче-
ский , организаторский характер. Значительные отличия в характере деятельно-
сти, формах и размерах ее материального вознаграждения, обусловленные фор-
мами собственности на средства труда , приводят к противостоянию их субъек -
тов: буржуа и пролетариев. Капиталисты и рабочие превращаются в антагони-
стов. Особенно это касается взаимоотношений крупного капитала и рабочих , в
то время как малые предприниматели, прежде всего фермеры , продолжают со-
четать в себе функции как предпринимателей , так и трудящихся.
В результате процессов экономической и социальной дифференциации
предпринимательская среда обособилась от среды трудящихся, и в каждой из
них сформировалась своя субкультура . Соответственно, деловая этика (business
ethics) стала относиться к деловой активности предпринимателей , а этика труда
(work ethics) к деятельности рабочих и служащих . Но эпоха классического ка-
питализма в наиболее развитых в экономическом отношении странах заверша-
ется, и на смену ей приходит постиндустриальное общество , в котором тради -
ционные различия между этими видами деятельности уже не всегда работают.
Одна из тенденций развития производственной сферы в постиндустриальном
                                     6

клиентами и служащими, для взаимоотношений с местным сообществом и об-
ществом в целом, характеризует включенность в политическую и другие виды
общественно-полезной активности, степень правового регулирования предпри-
нимательства и другие аспекты.
     В западной научной обществоведческой традиции деловая этика также тра-
диционно относится только к предпринимателям, к людям, занимающимся ча-
стным бизнесом. Но предпринимательство – только один из видов созидающей
активности человека. Его отличительной чертой является новаторский характер
(антрепренером (от фр. еntreprendre – предпринимать) называется тот, кто соз-
дает новые ценности (товары, услуги) или открывает новую, до него неизвест-
ную нишу рынка) [31, 5-7]. Труд же может быть не только творческим, произво-
дящим новые потребительские стоимости, но и рутинным, воспроизводящим
одни и те же процессы и предметы, исполнительским, хотя в идеале трудовая
деятельность также должна иметь творческий, новаторский характер и создавать
новые ценности, т.е. быть в определенном смысле предпринимательской. В та-
ком понимании предпринимательство тождественно труду, поскольку оно также
требует больших физических и духовных усилий от своих субъектов, часто даже
более интенсивных, чем работа исполнителей, а труд – предпринимательству,
поскольку он создает новые потребительские и меновые стоимости.
     Исторически оба вида деятельности возникают на основе традиционной
трудовой культуры: крестьянского и ремесленного труда, которые всегда соче-
тали в себе обе стороны: производство новых продуктов и изделий и воспроиз-
водство одних и тех же предметов и операций. В результате усложнения и диф-
ференциации общества, углубляющегося разделения и специализации труда, ко-
торое является законом общественного развития, их пути расходятся. По мере
распадения общества на владельцев средств производства и наемных работни-
ков, содержание их производительной активности начинает различаться. Труд,
становясь механическим, превращается в массовый, серийный, рутинный, а
предпринимательская деятельность сохраняет за собой новаторский, творче-
ский, организаторский характер. Значительные отличия в характере деятельно-
сти, формах и размерах ее материального вознаграждения, обусловленные фор-
мами собственности на средства труда, приводят к противостоянию их субъек-
тов: буржуа и пролетариев. Капиталисты и рабочие превращаются в антагони-
стов. Особенно это касается взаимоотношений крупного капитала и рабочих, в
то время как малые предприниматели, прежде всего фермеры, продолжают со-
четать в себе функции как предпринимателей, так и трудящихся.
     В результате процессов экономической и социальной дифференциации
предпринимательская среда обособилась от среды трудящихся, и в каждой из
них сформировалась своя субкультура. Соответственно, деловая этика (business
ethics) стала относиться к деловой активности предпринимателей, а этика труда
(work ethics) – к деятельности рабочих и служащих. Но эпоха классического ка-
питализма в наиболее развитых в экономическом отношении странах заверша-
ется, и на смену ей приходит постиндустриальное общество, в котором тради-
ционные различия между этими видами деятельности уже не всегда работают.
Одна из тенденций развития производственной сферы в постиндустриальном