Специфика трудовой культуры. Гущина В.Н. - 43 стр.

UptoLike

Составители: 

43
своевременная идентификация этих несоответствий , выяснение и объяснение
их причин и выработка рекомендаций по их преодолению .
Культурные доминанты изменяются, если социальные институты , их под-
держивающие, устаревают и дефункционализируются [26]. В этом случае они
превращаются в препятствие для развития соответствующей сферы , тормозя ее
адаптацию к новым реальностям. Одним из практических механизмов измене-
ния и/ или нейтрализации дефункциализировавшихся институтов является их ис -
торическая и культурная критика, которая выполняет двоякую функцию : с од-
ной стороны, разрушает старые, отжившие, вредные социокультурные формы , а
с другой прокладывает дорогу новым, полезным, перспективным. Наличие в
обществе развитой традиции критики культуры является залогом, во - первых,
его постоянного и поступательного развития, во - вторых, мирного решения воз-
никающих противоречий и недопущения их перерастания в вооруженные кон -
фликты , восстания, войны и другие деструктивные процессы .
Особенность российской культуры состоит в том, что в ней острие куль-
турной критики было направлено, в основном, на духовные практики и их субъ-
ектов: интеллигенцию , политиков, революционеров. Сфера труда , хозяйство ,
экономика до начала ХХ в. были в России практически вне ее внимания. Между
тем , именно система труда является онтологически первичной, генерирующей
фундаментальные, жизнеобразующие практики любого общества и наполняю -
щей их смыслами и значениями, которые оказывают влияние на всю семантиче-
скую систему общества. Поскольку именно материальное производство являет -
ся основным источником богатства и преуспевания всех наций , то от того , как
оно осуществляется, от его эффективности и производительности, зависит эко-
номическое благосостояние нации, физическое здоровье ее народа , особенности
функционирования социально-политического устройства и культурная специ-
фика страны. Как сфера труда является фундаментом общества в целом, так и
трудовая культура составляет одну из базовых составляющих системы культуры
любого общества. В ней происходит диалектическое пересечение двух сторон
человеческой жизнедеятельности: материальной (производства материальных
благ) и духовной (возникновение трудовой ментальности, экономического и
технического сознания, формирование норм , принципов, идеалов трудового по-
ведения). Онтологическая значимость сферы труда обусловливает необходи -
мость и первостепенную значимость ее всестороннего изучения и определения
каналов и форм влияния на конституирование специфики культуры общества.
В своей целостности трудовая культура репрезентирует ценность труда и
других , имеющих к нему непосредственное отношение социально-
экономических реалий (творчества и инноваций , вещей и собственности, богат -
ства и денег и др .), и как таковая она включена в более широкую систему куль-
турных эталонов, ценностей , социальных ориентаций , независимо от того , су-
ществует ли она на уровне личности или общества в целом. Для культурологов
одинаково важны идентификации трудовой культуры как подсистемы общей
культуры общества, детальный анализ составляющих ее элементов и уровней ,
выяснение ее структуры , так и определение места, которое занимает ценность
труда в общей системе культуры , в ее ценностной иерархии.
                                     43

своевременная идентификация этих несоответствий, выяснение и объяснение
их причин и выработка рекомендаций по их преодолению.
     Культурные доминанты изменяются, если социальные институты, их под-
держивающие, устаревают и дефункционализируются [26]. В этом случае они
превращаются в препятствие для развития соответствующей сферы, тормозя ее
адаптацию к новым реальностям. Одним из практических механизмов измене-
ния и/или нейтрализации дефункциализировавшихся институтов является их ис-
торическая и культурная критика, которая выполняет двоякую функцию: с од-
ной стороны, разрушает старые, отжившие, вредные социокультурные формы, а
с другой – прокладывает дорогу новым, полезным, перспективным. Наличие в
обществе развитой традиции критики культуры является залогом, во-первых,
его постоянного и поступательного развития, во-вторых, мирного решения воз-
никающих противоречий и недопущения их перерастания в вооруженные кон-
фликты, восстания, войны и другие деструктивные процессы.
     Особенность российской культуры состоит в том, что в ней острие куль-
турной критики было направлено, в основном, на духовные практики и их субъ-
ектов: интеллигенцию, политиков, революционеров. Сфера труда, хозяйство,
экономика до начала ХХ в. были в России практически вне ее внимания. Между
тем, именно система труда является онтологически первичной, генерирующей
фундаментальные, жизнеобразующие практики любого общества и наполняю-
щей их смыслами и значениями, которые оказывают влияние на всю семантиче-
скую систему общества. Поскольку именно материальное производство являет-
ся основным источником богатства и преуспевания всех наций, то от того, как
оно осуществляется, от его эффективности и производительности, зависит эко-
номическое благосостояние нации, физическое здоровье ее народа, особенности
функционирования социально-политического устройства и культурная специ-
фика страны. Как сфера труда является фундаментом общества в целом, так и
трудовая культура составляет одну из базовых составляющих системы культуры
любого общества. В ней происходит диалектическое пересечение двух сторон
человеческой жизнедеятельности: материальной (производства материальных
благ) и духовной (возникновение трудовой ментальности, экономического и
технического сознания, формирование норм, принципов, идеалов трудового по-
ведения). Онтологическая значимость сферы труда обусловливает необходи-
мость и первостепенную значимость ее всестороннего изучения и определения
каналов и форм влияния на конституирование специфики культуры общества.
     В своей целостности трудовая культура репрезентирует ценность труда и
других, имеющих к нему непосредственное отношение социально-
экономических реалий (творчества и инноваций, вещей и собственности, богат-
ства и денег и др.), и как таковая она включена в более широкую систему куль-
турных эталонов, ценностей, социальных ориентаций, независимо от того, су-
ществует ли она на уровне личности или общества в целом. Для культурологов
одинаково важны идентификации трудовой культуры как подсистемы общей
культуры общества, детальный анализ составляющих ее элементов и уровней,
выяснение ее структуры, так и определение места, которое занимает ценность
труда в общей системе культуры, в ее ценностной иерархии.