ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
41
ческих , правовых предпосылок для занятий различными видами деятельности,
построение их ценностной иерархии в общественном мнении. Это, в свою оче-
редь , влияет на систему занятости общества, на производительность и качество
труда в отдельных отраслях общественного производства.
Большую роль в культуре труда занимает его эстетика. Если на уровне
практической трудовой деятельности она проявляется в степени совершенства в
овладении техническими операциями и навыками и в качестве их конечных
продуктов, то на идейно-теоретическом уровне она состоит в определенной ин -
терпретации прекрасного и его соотношения с трудом, в той роли , которая от-
водится эстетическим нормам , принципам в профессиональной деятельности,
признании (или отрицании) значимости эстетических критериев результатов
труда .
«Идейный» уровень трудовой культуры тесно связан с общей культурой
страны и ее составляющими: духовными традициями, которые в значительной
мере определяются особенностями ее исторического развития (политикой, пра -
вом, религией , искусством, нравственностью , философией ). Каждая из этих со-
ставляющих формирует свое отношение к трудовой деятельности в целом и к
ее отдельным разновидностям, например, к сельскохозяйственному и промыш-
ленному труду, к науке и искусству, руководствуясь собственными принципа-
ми и закономерностями. Идеалы , ценности, принципы , разрабатываемые на
этом уровне, определяются имманентными закономерностями этих сфер, у них
есть собственная логика развития и автономия, мера которой может варьиро -
ваться в зависимости от типа общества и этапа его развития. Представители ду-
ховной элиты общества, занятые в этих сферах , профессионально и целена-
правленно занимаются выработкой, обоснованием и внедрением в общество
определенных сетей смыслов, конфигураций институтов, наборов правил и
норм, в т.ч. и тех , которые имеют отношение к труду. «Высшие» духовные сфе-
ры более опосредовано относятся к экономике и к усредненной повседневно-
сти, к ее жизненным практикам , которые могут подвергаться в них различной,
не всегда адекватной, интерпретации, поскольку цели осуществляющих интер-
претацию субъектов могут не совпадать с целями субъектов труда . Кроме того ,
цели и направленность деятельности этих сфер могут зависеть не только от их
собственной логики развития, но и выражать потребности других субъектов
или общества в целом. Религия может , например, обслуживать интересы госу-
дарства, философия – находиться в подчинении у религии, нравственность –
ограничиваться защитой сословных интересов, искусство тоже может по-
разному взаимодействовать с обществом и его отдельными частями. И все они
будут различным образом взаимодействовать между собой и со сферой труда ,
что также влияет на репрезентацию и интерпретацию в них последней . Система
внеэкономического воздействия на сферу труда всегда имеет определенную
конфигурацию , в которой констелляция составляющих зависит от конкретно-
исторических обстоятельств. Их идентификация является одной из важнейших
задач социальных наук , в т.ч. специалистов в области изучения трудовой куль-
туры , так же как и задача выявления основных средств их воздействия и кана-
лов влияния.
41 ческих, правовых предпосылок для занятий различными видами деятельности, построение их ценностной иерархии в общественном мнении. Это, в свою оче- редь, влияет на систему занятости общества, на производительность и качество труда в отдельных отраслях общественного производства. Большую роль в культуре труда занимает его эстетика. Если на уровне практической трудовой деятельности она проявляется в степени совершенства в овладении техническими операциями и навыками и в качестве их конечных продуктов, то на идейно-теоретическом уровне она состоит в определенной ин- терпретации прекрасного и его соотношения с трудом, в той роли, которая от- водится эстетическим нормам, принципам в профессиональной деятельности, признании (или отрицании) значимости эстетических критериев результатов труда. «Идейный» уровень трудовой культуры тесно связан с общей культурой страны и ее составляющими: духовными традициями, которые в значительной мере определяются особенностями ее исторического развития (политикой, пра- вом, религией, искусством, нравственностью, философией). Каждая из этих со- ставляющих формирует свое отношение к трудовой деятельности в целом и к ее отдельным разновидностям, например, к сельскохозяйственному и промыш- ленному труду, к науке и искусству, руководствуясь собственными принципа- ми и закономерностями. Идеалы, ценности, принципы, разрабатываемые на этом уровне, определяются имманентными закономерностями этих сфер, у них есть собственная логика развития и автономия, мера которой может варьиро- ваться в зависимости от типа общества и этапа его развития. Представители ду- ховной элиты общества, занятые в этих сферах, профессионально и целена- правленно занимаются выработкой, обоснованием и внедрением в общество определенных сетей смыслов, конфигураций институтов, наборов правил и норм, в т.ч. и тех, которые имеют отношение к труду. «Высшие» духовные сфе- ры более опосредовано относятся к экономике и к усредненной повседневно- сти, к ее жизненным практикам, которые могут подвергаться в них различной, не всегда адекватной, интерпретации, поскольку цели осуществляющих интер- претацию субъектов могут не совпадать с целями субъектов труда. Кроме того, цели и направленность деятельности этих сфер могут зависеть не только от их собственной логики развития, но и выражать потребности других субъектов или общества в целом. Религия может, например, обслуживать интересы госу- дарства, философия – находиться в подчинении у религии, нравственность – ограничиваться защитой сословных интересов, искусство тоже может по- разному взаимодействовать с обществом и его отдельными частями. И все они будут различным образом взаимодействовать между собой и со сферой труда, что также влияет на репрезентацию и интерпретацию в них последней. Система внеэкономического воздействия на сферу труда всегда имеет определенную конфигурацию, в которой констелляция составляющих зависит от конкретно- исторических обстоятельств. Их идентификация является одной из важнейших задач социальных наук, в т.ч. специалистов в области изучения трудовой куль- туры, так же как и задача выявления основных средств их воздействия и кана- лов влияния.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- …
- следующая ›
- последняя »