Специфика трудовой культуры. Гущина В.Н. - 40 стр.

UptoLike

Составители: 

40
тодичность и т.д. Эти общие всем профессиям «технические» этические качест-
ва деятельности, как и их антиподы , воспитываются не только техникой, но и
социокультурной средой и составляют специфический трудовой этос. Он ха-
рактеризует как количественную , так и качественную сторону трудовой дея-
тельности, отношение к ней со стороны ее исполнителей . Свое воплощение эти
качества получают в соответствующих трудовых навыках и умениях работаю -
щих субъектов, которые, в свою очередь , непосредственно влияют на процесс
труда и на количество и качество его результатов. Если эти качества не вырабо-
таны или они не соответствуют используемой технологии, то их влияние стано-
вится отрицательным, тормозит производственный процесс и даже является по-
тенциальным источником технических катастроф . Этот уровень трудовой куль-
туры можно назвать эмпирическим. Поскольку он тесно связан с производст-
вом, его эволюция протекает параллельно изменениям в производственной,
экономической сфере, и он обладает значительным динамизмом.
С другой стороны, навыки и нормы трудового поведения, сложившиеся на
этом уровне обладают особой прочностью , укорененностью в глубинных струк -
турах социального бытия. Они действуют на бессознательном уровне, воспри -
нимаются как данность, некритически, как специфика данной культурной тра -
диции, не рефлексируются, что не умаляет , а напротив, усиливает их действен -
ность. Развиваясь и существуя на протяжении веков, они вошли в гущу народ-
ной культуры : в фольклор, быт и нравы народа , были опоэтизированы профес -
сиональным художественным творчеством, нашли теоретическое оправдание в
работах профессиональных идеологов, общественных деятелей . Поэтому их
критика иногда воспринимается со стороны консервативной части общества как
покушение на устои культуры и общества в целом, стремление ликвидировать
ее национальную самобытность, что не может не затруднять их научную оценку
и преобразование в соответствии с потребностями экономического развития в
условиях новой социокультурной реальности.
Второй, более высокий уровень трудовой культуры включает в себя пред-
ставления о содержании, смысле и целях трудовой деятельности, ее значении
для человека и общества в целом, о характере ее результатов, способах и сред-
ствах ее осуществления. Сюда входят также представления о материальном и
идеальном и их соотношении, которые конкретизируются в определенной ин -
терпретации богатства (бедности), денег , собственности, вещественности, их
ценностной значимости не только для процесса трудовой деятельности, но и в
жизни человека, общества в целом и которые также влияют на понимание труда ,
его смысловую значимость, целевое обоснование. Эти представления получают
свое концентрированное выражение в философии труда , центральное место в
которой занимает его аксиология, постулирующая его положение в системе ос-
новополагающих ценностей общества. Ценностное значение труда , его место в
иерархии духовных ценностей общества не только влияют на всю структуру
ценностей конкретного социума, но и оказывают существенное воздействие на
практическое отношение к деятельности со стороны ее субъектов, т.е. на эмпи-
рический уровень трудового сознания. Это воздействие осуществляется через
создание определенного духовного климата, общественного мнения, идеологи -
                                     40

тодичность и т.д. Эти общие всем профессиям «технические» этические качест-
ва деятельности, как и их антиподы, воспитываются не только техникой, но и
социокультурной средой и составляют специфический трудовой этос. Он ха-
рактеризует как количественную, так и качественную сторону трудовой дея-
тельности, отношение к ней со стороны ее исполнителей. Свое воплощение эти
качества получают в соответствующих трудовых навыках и умениях работаю-
щих субъектов, которые, в свою очередь, непосредственно влияют на процесс
труда и на количество и качество его результатов. Если эти качества не вырабо-
таны или они не соответствуют используемой технологии, то их влияние стано-
вится отрицательным, тормозит производственный процесс и даже является по-
тенциальным источником технических катастроф. Этот уровень трудовой куль-
туры можно назвать эмпирическим. Поскольку он тесно связан с производст-
вом, его эволюция протекает параллельно изменениям в производственной,
экономической сфере, и он обладает значительным динамизмом.
     С другой стороны, навыки и нормы трудового поведения, сложившиеся на
этом уровне обладают особой прочностью, укорененностью в глубинных струк-
турах социального бытия. Они действуют на бессознательном уровне, воспри-
нимаются как данность, некритически, как специфика данной культурной тра-
диции, не рефлексируются, что не умаляет, а напротив, усиливает их действен-
ность. Развиваясь и существуя на протяжении веков, они вошли в гущу народ-
ной культуры: в фольклор, быт и нравы народа, были опоэтизированы профес-
сиональным художественным творчеством, нашли теоретическое оправдание в
работах профессиональных идеологов, общественных деятелей. Поэтому их
критика иногда воспринимается со стороны консервативной части общества как
покушение на устои культуры и общества в целом, стремление ликвидировать
ее национальную самобытность, что не может не затруднять их научную оценку
и преобразование в соответствии с потребностями экономического развития в
условиях новой социокультурной реальности.
     Второй, более высокий уровень трудовой культуры включает в себя пред-
ставления о содержании, смысле и целях трудовой деятельности, ее значении
для человека и общества в целом, о характере ее результатов, способах и сред-
ствах ее осуществления. Сюда входят также представления о материальном и
идеальном и их соотношении, которые конкретизируются в определенной ин-
терпретации богатства (бедности), денег, собственности, вещественности, их
ценностной значимости не только для процесса трудовой деятельности, но и в
жизни человека, общества в целом и которые также влияют на понимание труда,
его смысловую значимость, целевое обоснование. Эти представления получают
свое концентрированное выражение в философии труда, центральное место в
которой занимает его аксиология, постулирующая его положение в системе ос-
новополагающих ценностей общества. Ценностное значение труда, его место в
иерархии духовных ценностей общества не только влияют на всю структуру
ценностей конкретного социума, но и оказывают существенное воздействие на
практическое отношение к деятельности со стороны ее субъектов, т.е. на эмпи-
рический уровень трудового сознания. Это воздействие осуществляется через
создание определенного духовного климата, общественного мнения, идеологи-