ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
38
В советской России, несмотря на тотальную и активную пропаганду цен -
ности труда , прославление «передовиков производства» и «трудовых подви-
гов» , так и не сложилось высокой культуры производства, поскольку офици-
альная риторика не соответствовала действительному положению вещей , орга -
низация производства зиждилась на казарменных принципах , человек был от-
чужден от результатов труда и его практические трудовые навыки мало сказы -
вались на его действительном положении в обществе и на уровне его матери -
ального благосостояния. Документы партии и правительства, наглядная агита-
ция, средства массовой информации и произведения искусства всех жанров по-
всеместно и ежечасно живописали трудовой процесс, осуждали тех , кто его из-
бегает . Их содержание в подавляющем большинстве случаев было посвящено
трудовой тематике, но между словами и делами был колоссальный разрыв.
Можно привести прямо противоположный пример. В США, где сущест-
вуют различные религиозные конфессии, одной из самых экстравагантных,
преданных буквальному исполнению принципов Священного писания, являют-
ся áмиши (the Amish people), религиозная протестантская группа менонитского
толка. Их отличительной особенностью является исключительное трудолюбие,
высокая трудовая культура, которая, несмотря на почти полное отрицание благ
современной цивилизации и последовательное стремление к изоляции от окру-
жающего их общества, позволяет им успешно заниматься сельским хозяйством
и поддерживать достаточно высокий даже по американским критериям уровень
жизни. При этом трудовая риторика в их сообществе сведена к минимуму. В
печатном органе амишей газете “Budget”, в котором находят отражение раз-
личные стороны их жизни, преобладает описание событий из частной жизни.
Работа стоит на 16-17 местах по объему посвященных ей печатных строк и ее
освещение занимает 2,3 % от всего объема информации, помещаемой в газете
(по сравнению с 25,8 %, отводимых визитам , 11,8 %, посвященных путешест-
виям, и 10,7 % , занимаемых описанием религиозных церемоний и служб) [30,
90-91]. Тем не менее, повседневная жизнь амишей – это, если использовать со-
ветскую терминологию , непрерывная трудовая вахта, начинающаяся с четырех
утра и заканчивающаяся поздно вечером, которую несут все члены семейств.
Приобщение к труду детей в семьях начинается с четырех лет , а в 16 лет они
уже считаются полноценными работниками. За исключением воскресений , ко-
торые заняты религиозными церемониями и визитами к родственникам, все ос-
тальное время посвящено сельскохозяйственному труду. Досуг также строго
регламентирован и не может осуществляться за счет или во вред хозяйству
( деньги на развлечения амишам тратить строго запрещается). Главным нравст-
венным императивом в этом религиозном сообществе является качественная
обработка земли при помощи традиционных сельскохозяйственных орудий .
Даже тракторами в их сообществе пользуются далеко не все и не всегда , пред-
почитая лошадей .
Пример этого сообщества, основанного на идейных, религиозных принци-
пах , показывает , как повседневные практики формируют идентичности, серд-
цевину которых составляют трудовые, производственные умения и навыки, и
38 В советской России, несмотря на тотальную и активную пропаганду цен- ности труда, прославление «передовиков производства» и «трудовых подви- гов», так и не сложилось высокой культуры производства, поскольку офици- альная риторика не соответствовала действительному положению вещей, орга- низация производства зиждилась на казарменных принципах, человек был от- чужден от результатов труда и его практические трудовые навыки мало сказы- вались на его действительном положении в обществе и на уровне его матери- ального благосостояния. Документы партии и правительства, наглядная агита- ция, средства массовой информации и произведения искусства всех жанров по- всеместно и ежечасно живописали трудовой процесс, осуждали тех, кто его из- бегает. Их содержание в подавляющем большинстве случаев было посвящено трудовой тематике, но между словами и делами был колоссальный разрыв. Можно привести прямо противоположный пример. В США, где сущест- вуют различные религиозные конфессии, одной из самых экстравагантных, преданных буквальному исполнению принципов Священного писания, являют- ся áмиши (the Amish people), религиозная протестантская группа менонитского толка. Их отличительной особенностью является исключительное трудолюбие, высокая трудовая культура, которая, несмотря на почти полное отрицание благ современной цивилизации и последовательное стремление к изоляции от окру- жающего их общества, позволяет им успешно заниматься сельским хозяйством и поддерживать достаточно высокий даже по американским критериям уровень жизни. При этом трудовая риторика в их сообществе сведена к минимуму. В печатном органе амишей газете “Budget”, в котором находят отражение раз- личные стороны их жизни, преобладает описание событий из частной жизни. Работа стоит на 16-17 местах по объему посвященных ей печатных строк и ее освещение занимает 2,3 % от всего объема информации, помещаемой в газете (по сравнению с 25,8 %, отводимых визитам, 11,8 %, посвященных путешест- виям, и 10,7 % , занимаемых описанием религиозных церемоний и служб) [30, 90-91]. Тем не менее, повседневная жизнь амишей – это, если использовать со- ветскую терминологию, непрерывная трудовая вахта, начинающаяся с четырех утра и заканчивающаяся поздно вечером, которую несут все члены семейств. Приобщение к труду детей в семьях начинается с четырех лет, а в 16 лет они уже считаются полноценными работниками. За исключением воскресений, ко- торые заняты религиозными церемониями и визитами к родственникам, все ос- тальное время посвящено сельскохозяйственному труду. Досуг также строго регламентирован и не может осуществляться за счет или во вред хозяйству (деньги на развлечения амишам тратить строго запрещается). Главным нравст- венным императивом в этом религиозном сообществе является качественная обработка земли при помощи традиционных сельскохозяйственных орудий. Даже тракторами в их сообществе пользуются далеко не все и не всегда, пред- почитая лошадей. Пример этого сообщества, основанного на идейных, религиозных принци- пах, показывает, как повседневные практики формируют идентичности, серд- цевину которых составляют трудовые, производственные умения и навыки, и
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- …
- следующая ›
- последняя »