Специфика трудовой культуры. Гущина В.Н. - 37 стр.

UptoLike

Составители: 

37
Хайдеггеровская концепция бытия оказала большое влияние на современ -
ные социальные науки. Она онтологически обосновывает значение материаль-
ной предметности и практик с ней для понимания специфики различных соци-
альных миров и сфер практической деятельности. В ней основным системооб-
разующим элементом являются орудия, оборудование, инструменты , средства
деятельности (Zeug). Американский философ Чарльз Дрейфус усматривает в
Zeug специфическую нормативную функцию , которая, по его мнению , закла -
дывает более глубокий уровень нормативности, чем общепринятые кодифици-
рованные максимы этического поведения. В Zeug заложены нормы «усред-
ненной повседневности», на основании которых люди пользуются вещами, т.е.
это навыки применения, использования, употребления тех или иных предметов
в повседневной жизни [28, 151-153], которые формируют субъектов деятельно-
сти. При этом принципиально важно то, что Zeug не только конституирует
работу в ее узком производственно-техническом понимании, но все виды чело -
веческих практик (воспитание, образование, практику семейных отношений ,
досуг и т . д.), которые также протекают в определенной предметной среде и
предполагают предметное взаимодействие с нею . Именно те практики, которые
имеют место в повседневной, усредненной обыденности оказывают решающее
влияние на формирование идентичностей личностей занятых в них субъектов, а
не их субъективный (эмоциональный или рациональный, сознательный или
бессознательный, инновационный или традиционный) подходы к миру.
Презумпция первичности жизненных практик , признание их действенно-
сти объясняет , почему при наличии в обществе многих практик , свойственных
разным мирам и конкурирующих между собой за влияние в обществе, в конеч-
ном счете победит та, которая соответствует нормам «усредненной повседнев-
ности», на основании которой человек пользуется окружающими его обыден -
ными вещами. Так, например, в Японии, несмотря на пропаганду принципа не-
деяния влиятельными духовными течениями даосизма и дзен - буддизма, его
практическая реализация привела не к полной пассивности и отходу от мира , к
чему призывали их адепты , а к разработке совершенных способов деятельности
во всех искусствах и ремеслах ; отличительной чертой культуры стал перфек -
ционизм (мастерство ), благодаря которому труд стал рассматриваться как вид
эстетической деятельности. Это стало возможным потому, что основной чертой
населения Японии уже в древности была интенсивная трудовая деятельность,
без которой оно не смогло бы выжить в трудных условиях существования, ха-
рактеризующихся недостатком природных ресурсов и территорий , пригодных
для ведения сельского хозяйства. В Индии же, стране, где природные ресурсы
значительно богаче, климат благоприятнее, а закрытая кастовая система брала
на себя решение многих внутренних социальных проблем , получило большое
распространение нищенство и отшельничество , которые не способствовали
стимулированию трудовой активности масс населения. В Европе, в начале Но-
вого времени получили распространение те религиозные практики (протестан -
тизм), которые оказались более соответствующими новым экономическим по-
рядкам , а старые, которые сопротивлялись переменам (католицизм), были вы -
нуждены уступить им место.
                                     37

     Хайдеггеровская концепция бытия оказала большое влияние на современ-
ные социальные науки. Она онтологически обосновывает значение материаль-
ной предметности и практик с ней для понимания специфики различных соци-
альных миров и сфер практической деятельности. В ней основным системооб-
разующим элементом являются орудия, оборудование, инструменты, средства
деятельности (“Zeug”). Американский философ Чарльз Дрейфус усматривает в
“Zeug” специфическую нормативную функцию, которая, по его мнению, закла-
дывает более глубокий уровень нормативности, чем общепринятые кодифици-
рованные максимы этического поведения. В “Zeug” заложены нормы «усред-
ненной повседневности», на основании которых люди пользуются вещами, т.е.
это навыки применения, использования, употребления тех или иных предметов
в повседневной жизни [28, 151-153], которые формируют субъектов деятельно-
сти. При этом принципиально важно то, что “Zeug” не только конституирует
работу в ее узком производственно-техническом понимании, но все виды чело-
веческих практик (воспитание, образование, практику семейных отношений,
досуг и т.д.), которые также протекают в определенной предметной среде и
предполагают предметное взаимодействие с нею. Именно те практики, которые
имеют место в повседневной, усредненной обыденности оказывают решающее
влияние на формирование идентичностей личностей занятых в них субъектов, а
не их субъективный (эмоциональный или рациональный, сознательный или
бессознательный, инновационный или традиционный) подходы к миру.
     Презумпция первичности жизненных практик, признание их действенно-
сти объясняет, почему при наличии в обществе многих практик, свойственных
разным мирам и конкурирующих между собой за влияние в обществе, в конеч-
ном счете победит та, которая соответствует нормам «усредненной повседнев-
ности», на основании которой человек пользуется окружающими его обыден-
ными вещами. Так, например, в Японии, несмотря на пропаганду принципа не-
деяния влиятельными духовными течениями даосизма и дзен-буддизма, его
практическая реализация привела не к полной пассивности и отходу от мира, к
чему призывали их адепты, а к разработке совершенных способов деятельности
во всех искусствах и ремеслах; отличительной чертой культуры стал перфек-
ционизм (мастерство), благодаря которому труд стал рассматриваться как вид
эстетической деятельности. Это стало возможным потому, что основной чертой
населения Японии уже в древности была интенсивная трудовая деятельность,
без которой оно не смогло бы выжить в трудных условиях существования, ха-
рактеризующихся недостатком природных ресурсов и территорий, пригодных
для ведения сельского хозяйства. В Индии же, стране, где природные ресурсы
значительно богаче, климат – благоприятнее, а закрытая кастовая система брала
на себя решение многих внутренних социальных проблем, получило большое
распространение нищенство и отшельничество, которые не способствовали
стимулированию трудовой активности масс населения. В Европе, в начале Но-
вого времени получили распространение те религиозные практики (протестан-
тизм), которые оказались более соответствующими новым экономическим по-
рядкам, а старые, которые сопротивлялись переменам (католицизм), были вы-
нуждены уступить им место.