Специфика трудовой культуры. Гущина В.Н. - 36 стр.

UptoLike

Составители: 

36
ветствии с которыми они выполняются и которые интериоризированы субъек -
том. Но если ограничиться только этими задачами, то значение самой культу-
ры , в частности, культуры труда в обществе, остается неясным.
Определением онтологического статуса труда , его значения в обществен -
ной жизни, в ее конституировании и развитии занимались многие философы и
ученые (Адам Смит , Гегель, Карл Маркс , Георг Зиммель, Эмиль Дюркгейм и
другие). В ХХ в. одной из наиболее значительных попыток в этом направлении
является философия М . Хайдеггера. В своем труде «Бытие и время», написан -
ном в 1927 г., он , раскрывая онтологию человеческого бытия, подчеркивал, что
имманентным признаком человеческого существования в мире является его
бытийный, практический характер, который складывается из нескольких спо-
собов и имеет разные модусы . Мир не райский сад и не предоставляет чело -
веку все в готовом виде . Он таит многочисленные трудности и опасности, и че-
ловек существует в нем не как созерцатель и пассивный потребитель всего го -
тового , а как деятель, вынужденный собственными усилиями обустраивать себя
в нем , добывать все необходимое. Поэтому основными способами бытия- в-
мире, по Хайдеггеру, являются следующие: «иметь дело с чем , изготовлять что,
обрабатывать и взращивать что, применять что, упускать и дать пропасть чему,
предпринимать, пробивать, узнавать, опрашивать, рассматривать, обговаривать,
обусловливать» [25, 56-57]. Они подчеркивают деятельный характер присутст-
вия человека в мире, его постоянный контакт с ним и с его разными элемента-
ми. Мир вынуждает его предпринимать определенные практические усилия,
озаботиться, чтобы его бытие- в- мире смогло состояться.
Так же как экзистенциалом присутствия человека в мире является забота,
характер того , с чем человек встречается в мире и его самого , есть «имение-
дела» . Человек взаимодействует с окружающим миром не абстрактным обра -
зом, у него с ним практически- деловые отношения: он в нем обустраивается,
адаптируется, приноравливается к нему и т .д. У него с внутримирным сущим
всегда в чем - то есть дело , в видах которого оно и открывается его присутствию .
«Имение- дела» есть онтологическое определение бытия всего существующего»
[25, 84]. Все остальные типы отношения человека к миру, в том числе познава-
тельное, вторичны.
Феноменология Хайдеггера концептуально обосновывает , что целостность
бытия- в мире человека, согласование, взаимосвязь и взаимодействие всех его
элементов друг с другом, их обращение в мире зиждется на работе, практиче-
ском изготовлении и/ или применении чего - либо. В результате онтология соци-
ального бытия предстает , во - первых, как действенно-практическая, во - вторых,
как имеющая системный характер; в-третьих , онтологически первичными в ней
являются практически- инструментальные отношения с миром, а все остальные
способы бытия- в- мире возникают и существуют в зависимости от них . Соот-
ветственно, жизнь человека имеет , прежде всего , практический , деловой, рабо-
чий характер, она разворачивается как совокупность определенных жизненных
практик, которые и являются основной причиной становления жизненного про -
странства человека, социума, или, в терминологии философа, мирности.
                                      36

ветствии с которыми они выполняются и которые интериоризированы субъек-
том. Но если ограничиться только этими задачами, то значение самой культу-
ры, в частности, культуры труда в обществе, остается неясным.
     Определением онтологического статуса труда, его значения в обществен-
ной жизни, в ее конституировании и развитии занимались многие философы и
ученые (Адам Смит, Гегель, Карл Маркс, Георг Зиммель, Эмиль Дюркгейм и
другие). В ХХ в. одной из наиболее значительных попыток в этом направлении
является философия М. Хайдеггера. В своем труде «Бытие и время», написан-
ном в 1927 г., он, раскрывая онтологию человеческого бытия, подчеркивал, что
имманентным признаком человеческого существования в мире является его
бытийный, практический характер, который складывается из нескольких спо-
собов и имеет разные модусы. Мир – не райский сад и не предоставляет чело-
веку все в готовом виде. Он таит многочисленные трудности и опасности, и че-
ловек существует в нем не как созерцатель и пассивный потребитель всего го-
тового, а как деятель, вынужденный собственными усилиями обустраивать себя
в нем, добывать все необходимое. Поэтому основными способами бытия-в-
мире, по Хайдеггеру, являются следующие: «иметь дело с чем, изготовлять что,
обрабатывать и взращивать что, применять что, упускать и дать пропасть чему,
предпринимать, пробивать, узнавать, опрашивать, рассматривать, обговаривать,
обусловливать» [25, 56-57]. Они подчеркивают деятельный характер присутст-
вия человека в мире, его постоянный контакт с ним и с его разными элемента-
ми. Мир вынуждает его предпринимать определенные практические усилия,
озаботиться, чтобы его бытие-в-мире смогло состояться.
     Так же как экзистенциалом присутствия человека в мире является забота,
характер того, с чем человек встречается в мире и его самого, есть «имение-
дела». Человек взаимодействует с окружающим миром не абстрактным обра-
зом, у него с ним практически-деловые отношения: он в нем обустраивается,
адаптируется, приноравливается к нему и т.д. У него с внутримирным сущим
всегда в чем-то есть дело, в видах которого оно и открывается его присутствию.
«Имение-дела» есть онтологическое определение бытия всего существующего»
[25, 84]. Все остальные типы отношения человека к миру, в том числе познава-
тельное, вторичны.
     Феноменология Хайдеггера концептуально обосновывает, что целостность
бытия-в мире человека, согласование, взаимосвязь и взаимодействие всех его
элементов друг с другом, их обращение в мире зиждется на работе, практиче-
ском изготовлении и/или применении чего-либо. В результате онтология соци-
ального бытия предстает, во-первых, как действенно-практическая, во-вторых,
как имеющая системный характер; в-третьих, онтологически первичными в ней
являются практически-инструментальные отношения с миром, а все остальные
способы бытия-в-мире возникают и существуют в зависимости от них. Соот-
ветственно, жизнь человека имеет, прежде всего, практический, деловой, рабо-
чий характер, она разворачивается как совокупность определенных жизненных
практик, которые и являются основной причиной становления жизненного про-
странства человека, социума, или, в терминологии философа, мирности.