Традиционное общество России (IX - XVII вв.). Гузарова Н.И - 17 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Оппонентами «нестяжателей» выступали «иосифляне» последователи игумена
Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого, который отстаивал принципы богатой
церкви, пользующейся покровительством государства. Приведенные в нашем пособии
документы показывают, что Иосиф Волоцкий не чурался и, напротив, доказывал
неизбежность обогащения монастырей. Кроме «заволжских старцев» реформаторское
движение в русской православной церкви было представлено различными, правда, не
многочисленными, ересями. Стригольники (вторая половина 14 в.) в Пскове и
Новгороде, так называемая «ересть жидовствующих» (распространялась евреями в 15
в.) настаивали на демократизации церкви, праве каждого мирянина на проповедь,
возражали против почитания икон, права церкви на землевладение и т.п.
Особенностью церковных споров было их весьма слабое влияние на общество.
Влияние «заволжских старцев» постепенно сошло на нет. Русский народ принимал в
качестве идеала святости скорее «смерть за веру», чем «мученичество», «борьбу» за
веру. Неслучайно излюбленными персонажами церковной литературы были светские
мученики Борис и Глеб, которые, вместо того, чтобы сопротивляться злому умыслу
своего брата Святополка Окаянного, приняли смерть. Непротивление злу насилием
воспринималось как добродетельное качество.
Следует отметить, что реформационные движения в русской церкви появлялись
и в последующие столетия. Так в середине 17 в. свои представления о церковных
проблемах высказали протопоп Аввакум и патриарх Никон. Однако в трудах и делах
Аввакума и раскольников дело не пошло дальше консервативной критики
официальной церкви. В отличие от Западной Европы, реформационное движение в
России не стало массовым, не привело к созданию новой христианской церкви.
Христианская же церковь все более и более попадала под опеку государства. Именно
из ее мира в 15 в. появился лозунг «Москва третий Рим». Хотели того или нет
церковные патриархи, но доктрина «Третьего Рима» стала оправданием
экспансионизма московских правителей.
После воссоединения Украины с Россией в середине 17 в. в Московии усилилось
западное влияние. К концу 17 века здесь сформировался очень незначительный пласт
западной культуры, что не могло не повлиять на братскую культуру. Жизненные
ценности и представления русского народа формировались не только под влиянием
церкви, государственных доктрин. Жизнь русского человека протекала в конкретной
деревне, городе, местечке. Средневековая Русь оставила обширную литературу
примеров, схожую с европейской «examples». Разнообразные притчи, повести,
«жития», «покаянные книги» и т.п. сообщают нам, например, что к числу «смертных»
грехов относились неверие, уныние, отчаянье, а к числу личных грехов -- «работа
чрева», половая распущенность, реже – воровство, убийство. Народная мудрость учила
основам традиционной этики, нормам поведения в общине. («Миром – горы сдвинем»,
«С миру по нитке – голому рубашка», «На миру -- и смерть красна», «Шайка атаманом
сильна», «Моя хата с краю – ничего не знаю и другие.
Средневековые памятники дают нам немало материала для более тесной
коммуникации с людьми прошлого. Обратимся, скажем, к эпохе «Русской правды»
(XI век). Воображение рисует мир русской деревни. Чем только не занимались наши
предки! Это и хлебопашество, и звероловство, и добыча меда и воска, и изготовление
лодок, и полеводство, торговля, ростовщичество, государственная служба. И,
17