Традиционное общество России (IX - XVII вв.). Гузарова Н.И - 16 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Представления о героях и героическом нашли отражение в русском фольклоре.
Здесь и герои-воины, освобождавшие Русь от врагов (Илья Муромец, Добрыня
Никитич) отстаивающие честь и достоинство семьи русского князя пахарь-крестьянин
Микула Селянинович, который силой обошел всю княжескую дружину, богатый купец
Садко и разбитной парень Васька Буслаев. Героя наделяли силой, отвагой, хитростью,
честью. Интересно, что в былинах закрепилось традиционное отношение русских к
договору. Договор заключался, как правило, с нечистой силой, врагом, обмануть
которых не только можно, но и нужно. Достаточно вспомнить договор Ильи Муромца
с Соловьем-Разбойником. Неслучайно в народном сознании закрепилось негативное
отношение к договору.
На народной культуре не могло не сказаться длительное существование Руси в
составе Золотой Орды. Упадок городской цивилизации с присущим ей вечевым
строем, аграризация жизни и т.п. несли иные культурные ценности. В политическом
сознании закреплялся авторитет князя, как организатора борьбы против внешней
опасности. Христианство, в начальный период своей русской истории бывшее
религией городских жителей и верхов общества, в 14-16 веках распространилось на
селе. Меняются акценты в понятии «святости». Богатыри уходят в прошлое.
Неслучайно после своего расцвета в 14-16 веках былинное творчество угасает.
Появляются новые идеалы «богатыри духа». Святыми считали тех, кто жил «по
правде» (аскетический, скромный, строгий образ жизни). Развивался культ святых
подвижников (С.Радонежский и другие), блаженных и юродивых. Нагота последних
становилась символом правды, что закреплялось в поговорках «Гол да наг перед Богом
прав», «Голенький ох, да за голеньким Бог», «Голая правда» и так далее. В церковных
книгах 14-16 веков встречаются до 50 имен юродивых, большинство (14) приходится
на 16 век. Известна притча, как псковский юродивый Никола спас Псков от
опричного террора Ивана IV.
Контрасты между богатством и нищетою описаны в публицистике 16 века и
осуждены ею. В народном сознании богатство сближалось с пышностью,
великолепием, красотой, а бедность с безобразием. В русском языке 14-17 веков
слово «худой» раскрывалось как «бедный», «скудный», «незнатный», «слабый»,
«жалкий», «простак», «некрасивый». Народная мудрость учила: «Богатый ума купит,
убогий и свой бы продал, да не купят». Появились народные утопии об острове
блаженных, где труд справедливо вознаграждается плодами, население свободно,
миролюбиво, наделено здоровьем.
Проблемы справедливости, святости не остались в стороне церковных
дискуссий. В 15 веке определились два основных течения в российском христианском
обществе. Согласно представлениям «нестяжателей» или «заволжских старцев»,
выдающимся представителем которых был монах Нил Сорский, христианская церковь
призвана способствовать возрождению внутренних духовных сил человека. Главным в
вере они считали молитвы, духовные размышления, аскезу. «Заволжские старцы»
резко выступали против накопления церковного богатства (отсюда их название
«нестяжатели»), присвоения церковными иерархами права трактовать Евангелие,
вмешательства государства в церковные дела. Иногда заволжское движение называют
«евангелическим христианством»
15
.
15
Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси.-М.:1994.
16