Традиционное общество России (IX - XVII вв.). Гузарова Н.И - 15 стр.

UptoLike

Рубрика: 

монашество на Афонской горе. Сначала Антоний и его сподвижники оборудовали
пещеры на одном из киевских холмов, затем построили деревянные кельи.
Так в 1062 г. начал действовать монастырь. Правилом иноков было ношение
черной одежды, аскеза, обеды за общим столом, воздержание от собственности,
трудовое подвижнечество. На особом дворе были приюты для нищих, калек.
Монахами были первые русские летописцы, литераторы, врачи. Князь, «сидя на
санях», (так обозначали в словесной форме «приготовление к смерти», ибо тело князей
после смерти доставлялось в церковь на санях), как правило, принимал монашеский
постриг и отдавал значительную часть своего имущества церкви. Монастыри
превращались в крупных феодалов. Правители часто использовали монастыри как
приграничные укрепленные пункты.
Христианство создавало условия формирования единой русской народности, ее
духовных и нравственных принципов. Однако оно не вытеснило язычество до конца.
До сих пор сохранилось немало языческих праздников ( Иван Купало, Масленица,
Новый год и т.п.), ритуалов ( «выкуп невесты», поминки по усопшим, гаданье и т.п.).
Характерной чертой русского православного общества являлось так называемое
«двоеверие», то есть сохранение в мировоззрении людей, наряду с христианством,
языческих представлений.
Некоторые историки церкви называют русское православие « обрядовым», имея
в виду поверхностное знакомство верующих с догматикой, крен в сторону внешней
ритуальности, например, иконопочитания, соблюдения постов и т.п. Нежелание
заниматься религиозным учением приводило к нездоровому поклонению разного рода
кликушам, юродивым , бесноватым, слова и действия которых рассматривались как
пророчества. Некоторые кликуши наживали на своих «способностях» неплохой
капитал, что ярко описал российский историк XIX века Иван Прыжов
14
.
Нельзя не отметить и негативных последствий, вызванных принятием религии
из рвавшей связи с Европой Византии, что привело Русь к длительной культурной и
экономической изоляции от Запада. Эти процессы усилились в ходе монгольского
завоевания Руси. Русское православное общество было, в основном, статичным. Были,
конечно, религиозные искания, которые выразились в деятельности, например, Нила
Сорского, заволжских старцев, С.Радонежского, Аввакума. Однако церковный раскол
в России не быль похож на европейскую Реформацию. Староверы во главе с
протопопом Аввакумом пытались сохранить лишь русскую церковную традицию,
были против ее обновления даже в незначительных мелочах, отстаивали старые
обряды, аскетизм.
Ценностные ориентации общества определялись не только религиозным
культом, но и средой, в которой разворачивалось историческое действо. Важную роль
в складывании русской традиции сыграл природно-географический, демографический,
геополитический факторы, а также особенности социальной организации общества.
Огромные просторы русской равнины, осваиваемые небольшим по численности
населением, суровый климат, неблагоприятное внешнее окружение, слабость
контактов с развитыми цивилизациями, ограниченность выходов к морским торговым
путям, высокая степень зависимости людей друг от друга, -- все это не могло не
повлиять на русский менталитет.
14
Пыжов И. История 26 московских пророков, юродивых, дур и дураков.-СПб.: 1996.
15