Традиционное общество России (IX - XVII вв.). Гузарова Н.И - 56 стр.

UptoLike

Рубрика: 

А что ты писала, будто по твоим детям у нас не было ни одной панихиды, то,
госпожа, у нас всякую неделю служат три панихиды, да по девять заупокойных литий,
да ежедневно обедню, а поминают на обедне трижды, и на панихиде трижды же, а на
литиях по одному разу. Да кроме того, в синодике поминают тех же, а в больших
панихидах четырежды, а выходит всего десять раз в день, если большая панихида, а во
всякую пятницу бывает большая панихида. А если малая панихида, то по девять раз в
день. А если в какие- либо дни нет панихиды, то по шесть раз в день, и над
просфорами также годовое поминание читают, и в господские праздники, и на Пасху.
А твой князь и ваши дети записаны в том же годовом поминании. А если
помышляешь, чтобы твои панихиды служили сверх соборных панихид, тогда уже и
обедни для тебя надо служить особые. И ты, госпожа, пошли посмотреть службу,
которую служит митрополит и все владыки: а ведь там писаны все великие князья и
удельные, а служат панихиду одну соборную для всех и так же, госпожа, поминают во
всех соборных церквах и монастырях. А служить за всякого всегда по панихиде и по
соборной обедне невозможно.
А что ты писала: «И в четыре раза меньше берут, чтобы записать в синодик», -
так ведь, госпожа, у нас монастырских строителей, которых в монастыре погребают,
тех и даром пишут в синодик и городовое поминание на год, а с нищих бог не берет, а
с каждого богатого будет взято по его средствам. А если богатый даже пострижется
вчернецы, а по средствам не дает, то его не велено поминать в том монастыре.
А что ты писала: «Дать двадцать рублей за семь лет - то грабеж, а не
милотыня»,- так это не грабеж, это мы с тобою заключаем добровольное соглашение,
по воле твоей и по нашей, а если тебе угодно, то мы так и сделаем, а не угодно - не
сделаем. Так мы заключали соглашения и прежде с теми, кто писались в годовое
поминание. А грабежом это никто не называл, ибо ведомо всем, и тебе ведомо: даром
священник ни одной обедни, ни панихиды не служит. Да чтобы служить со своими
просфорами, и вином, и тимьяном, и свечами, и кутьею, и кануном, и притом вечно,
пока монастырь Пречистой стоит,-- для этого священникам, клирошанам и всей
братии нужно ежечастно иметь попечение, как и обо всем, что для этого надобеть.
Даже если давать по одной деньге на обедню загод выйдет мало, не хватит
даже на то, о чем мы писали. А сверх того еще панихиды, да заупокойные литии,
нужен еще мед, да воск, да просфоры, да фимиам если их считать, то не хватит и по
полуденьге на обедню, а у нас идет священникам за всякое богослужение по четыре
деньги каждому, а в простые дни по две деньги.
А по всем монастырям и по соборным церквам вписывают в годовое поминание,
заключив для этого договор. В монастырях и в соборных церквах и князья и бояре
давали на это села потому-то у всех монастырей земли много. И в нашем монастыре
если кто вписывается навсегда в годовое поминание, то на тех же условиях. Для
поминовения князя Бориса, да княгини Ульяны, да князя Ивана дали село Успенское
да село Спасское, а село Покровское дал при жизни князь Борис Васильевич, а велел
молиться о своем здоровье и спасении, а после смерти вписать себя в то же годовое
поминание навеки. А князь Иван Васильевич Хованский дал грамоту, велел своим
детям давать на свое поминовение по сто четвертей хлеба в год. А владыка
новгородский Геннадий дал монастырю сельцо Мечевское, да две деревни, да сельцо
Чемесово в Рузе, да колокол за сто рублей. А Григорий Собакин купил у Михаила
56