Традиционное общество России (IX - XVII вв.). Гузарова Н.И - 58 стр.

UptoLike

Рубрика: 

давать по уговору деньги, или хлеб, или село по ком-нибудь дадут, тогда его навек
ивписывают в годовое поминание.
А ты бы, госпожа, меня бы не бранила за то, что я написал тебе по правилам о
монастырском обычае и о том, как пишутся в годовое поминание навеки, ибо,
госпожа, не всем вам это ведомо.
А тебе, своей госпоже,челом бью.
Цит. по: Памятники литературы Древней Руси. Конец 15 - I половина 16 вв.-
М.:1984.С.351-357.
Задания к тексту:
1. Как часто совершались церковные обряды?
2. Как относились деятели церкви к коммерции, к собственности?
Документ № 24.
Ответ кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого
об осуждении еретиков
16
Послание старца Иосифа из собственного монастыря, что на Волоке, государю
великому князю Василию Ивановичу о юрьевском архимандрите Касьяне прочих
еретиках, о том, что одно и то же убить ли грешника либо еретика рукою или
молитвой...
Старцы из Кириллова монастыря, а с ними все заволжские старцы привели на
это послание старца Иосифа от божественного Писания обратное что
нераскаявшихся и непокорных еретиков предписано держать в заключении, а
покаявшихся и проклявших свое заблуждение еретиков божья церковь принимает в
распростертые объятия: ради грешников облекся плотью сын божий, и пришел он
погибших сыскать и спасти. А что господин страрец Иосиф, до того, что скрижали
Моисей руками разбил, то так и есть. Но когда бог хотел уничтожить народ
израильский, поклонявшийся тельцу, тогда Моисей возразил господу и сказал: «Если
уничтожишь их, господи, то меня раньше их». И не уничтожил бог израильтян ради
Моисея.
Так господин и пророк Илия, проявляя усердие к богу вседержителю, заколол
четыреста жрецов Ваала, потому что не покаялись они. Но другие покаялись, и он
принял их покаяние, среди них был и пророк Авдей, удостоенный пророческого дара.
Финеес же, господин, пронзил оружием родича,предавшегося блуду с мадианитянкой,
ибо этот грех охватил тогда весь Израиль, потому и поставлено это ему в заслугу.
А ведб тогда еще был Ветхий завет; нам же, в благодати Нового завета, владыка
Христос открыл союз любви, чтобы брат не осуждал брата, а только бог судил грехи
людей, сказав: «Не судите и не будите осуждены». А когда привели к нему женщину,
схваченную за блуд, сказал милосердный судья: «Кто без греха, пусть первый бросит
в нее камень». Сам же, склонив голову, написал грехи каждого из них и так отразил
поднятую на убийство руку иудеев. В Судный день каждый получит от бога по своим
делам. Если же ты требуешь, чтобы брат убивал согрешившего брата, то скоро дойдет
и до празднования субботы, и до всего, что в Ветхом завете, что ненавистно богу.
16
Заволжские старцы представляли нестяжательское реформаторское направление в церковном расколе 15 века.
58