Традиционное общество России (IX - XVII вв.). Гузарова Н.И - 57 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Коровы семь деревень да у Никиты Константинова село и две деревни и дал двести
рублей. А князь Семен Иванович Бельский прислал двести рублей и велел узнать, где
монастырю можно купить землю, а велел писать в годовое поминание отца, мать, да
себя третьим. Да и все, кто писались в годовое поминание, навеки записаны в
синодике – как их поминать, и какая за них плата, и кто что дал на свое поминовение,--
чтобы это никогда не было забыто.
А так, как ты велела ныне, в годовое поминание не записывают ни в соборных
церквах, ни в монастырях. Известно итебе, как жаловали нас князь Борис Васильевич,
да княгиня Ульяна, да князь Иван Борисович: и милостыню давали, ина молебен и на
панихиды, давали корм и милостыню и по родителям и по детям; и наш монастырь, и
сколько ни есть монастырей,-- все божьи да их, они этого не считали, когда просили
вписать себя в годовое поминание, ибо им ведомо, что в нашем монастыре обычай:
сколько бог пошлет, столько и разойдется. Надобно приготовлять церковные вещи,
святые иконы, и святые сосуды, и книги, и ризы, братию кормить, и поить, и одевать, и
обувать, и удовлетворять иные всякие нужды, опекать и кормить нищих, и странников,
и путешествующих. А расходуется каждый год по полтораста рублей деньгами, а
иногда больше, да хлеба по три тысячи четвертей расходуется, потому что каждый
день в трапезной едят иногда шестьсот, а иногда семьсот душ: сколько бог пошлет,
столько и расходуется. Потому-то государи наши и иные, которые хотели писаться в
годовое поминание навеки, и давали по себе села. Ибо кто в годовое поминание
вписывается навеки, тот и села дает монастырю навеки. Князь Иван Хованский давал
нам хлеба и денег, и владыка новгородский также давал – невозможно и исчислить его
дары. А Григорий Собакин уже прежде дал рублей сорок, а князь Семен Иванович
Бельский рублей с тридцать дал. А как захотели быть вписанными в годовое
поминание навеки, они этого в договор не включили, договоривались об этом заново.
А что ты писала: дала на поминовение своего князя и своих детей более
семидесяти рублей, -- то так ты оценила платье и коней, а мы за них выручили только
половину этих денег. А как прибрал бог твоего сына, князя Ивана, прошло уже лет
пятнадцать или более того, а ты с того времени и до сих пор сосчитала, что давала за
пятнадцать лет на обедню, или на панихиду, или на молебен, или на корм, или на
погребение своих детей, да велишь за это вписать своего князя и детей в годовое
поминание навеки. А за все эти пятнадцать лет ты ни разу не писала, чтобы за эти
даяния вписать твоего князя и детей в поминание навеки. А если бы ты писала о том,
что мы бы у тебя этого не брали.
А что ты написала:»Если вы выпишете моего князя и детей из годового
поминания, то судья вам бог»,-- то этим, госпожа, ты сама себя обличила. Писала ты в
своей грамоте ныне: когда бог взял твоего сына, князя Ивана, ты дала нам одиннадцать
рублей и мерина, и велела вписать всинодик князя Афанасия, да отца своего Ивана, да
сына своего Ивана. И ты писала о синодике, а не о годовом поминании на будущее,--
вот мы и вписали тогда их в синодик, и там они и поминаются вечно. Писала ты еще,
что когда бог взял сына твоего, князя Семена, ты по нем дала шубу и двух меринов и
велела вписать его в синодик и поминать вечно,-- а о том не было ни слова, чтобы его
навеки поминали в годовом поминании; и сама ты так написала теперь в своей
грамоте, что ты не договаривалась, не рядилась. А в то поминание не вписывают без
договора. А если кого вписывают в поминание, то договариваются или каждый год
57