ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
дит студентом на всех этапах его работы над сочинением: и во время подго-
товки к сочинению, и в процессе письменного оформления и исправления на-
писанного.
На подготовительном этапе раскрывается процесс работы над сочине-
нием - понимание темы (творческой задачи поставленной в ней), содержание
сочинения, отбор материала и его организация. Обычно все эти вопросы реша-
ются на уроке коллективно, под руководством преподавателя. В соответствии с
темой студенты рассказывают, о чем и в какой последовательности они будут
писать сочинение, указывают материал, приводят убедительные примеры и т.д.
В итоге работы некоторым студентам предлагается сообщить сочинение в уст-
ной форме. Сообщение исправляется и дополняется на уроке. Целесообразно
заканчивать такую работу составлением плана и показом примеров написания
сочинения по плану.
Так, перед каждым студентом раскрывается перспектива всей работы
над сочинением, ее процесс. Студент как бы видит свое будущее сочинение,
знает, о чем и как надо писать.
Однако такие вопросы могут решаться и в индивидуальной работе. То-
гда каждый студент проделывает всю эту работу самостоятельно и готовится к
отчету на уроке, т.е. к устному сочинению, которое рассматривается на заняти-
ях как пример возможных вариантов письменного сочинения.
Обучение с опорой на образ осуществляется не только в работе над пла-
ном сочинения, когда его читают в группе, а затем обсуждают. Целенаправлен-
ный разбор сочинения показывает студентам, как следует и как не надо писать
сочинение.
Так проводится обучение сочинению на подготовительном этапе рабо-
ты, т.е. до того как студент начинает писать сочинение. Как только он присту-
пает к такой работе, перед ним встают новые трудности - формулирование
мыслей, логика изложения, определения композиции сочинения.
На этом этапе преподаватель уделяет особое внимание индивидуальной
работе. При просмотре работ преподаватель обращает особое внимание на то,
как студент развивает главную мысль, обосновывает ее, какова логика изложе-
ния и т.д.
Наконец, обучающая работа осуществляется в процессе анализа напи-
санных сочинений. Преподаватель проверяет каждое сочинение, делает в нем
необходимые исправления или указания к исправлению, ставит оценку. Приме-
ры лучших и неудавшихся работ разбираются на специальном уроке. Анализ их
дает преподавателю огромные возможности обучения.
Итак, сочинение на литературную тему способствует углубленному са-
мостоятельному и творческому восприятию текста художественного произведе-
ния. Развитое воображение при этом - непременное условие. Подобно тому как
невозможно творить, отражать жизнь в искусстве без художественного вообра-
жения, так трудно осознать, прочувствовать, понять художественное произве-
дение без конкретных представлений, в основе которых тоже лежит воображе-
ние - воображение читателя, воспринимающего произведение. Именно такое
воображение следует развивать у студентов.
дит студентом на всех этапах его работы над сочинением: и во время подго- товки к сочинению, и в процессе письменного оформления и исправления на- писанного. На подготовительном этапе раскрывается процесс работы над сочине- нием - понимание темы (творческой задачи поставленной в ней), содержание сочинения, отбор материала и его организация. Обычно все эти вопросы реша- ются на уроке коллективно, под руководством преподавателя. В соответствии с темой студенты рассказывают, о чем и в какой последовательности они будут писать сочинение, указывают материал, приводят убедительные примеры и т.д. В итоге работы некоторым студентам предлагается сообщить сочинение в уст- ной форме. Сообщение исправляется и дополняется на уроке. Целесообразно заканчивать такую работу составлением плана и показом примеров написания сочинения по плану. Так, перед каждым студентом раскрывается перспектива всей работы над сочинением, ее процесс. Студент как бы видит свое будущее сочинение, знает, о чем и как надо писать. Однако такие вопросы могут решаться и в индивидуальной работе. То- гда каждый студент проделывает всю эту работу самостоятельно и готовится к отчету на уроке, т.е. к устному сочинению, которое рассматривается на заняти- ях как пример возможных вариантов письменного сочинения. Обучение с опорой на образ осуществляется не только в работе над пла- ном сочинения, когда его читают в группе, а затем обсуждают. Целенаправлен- ный разбор сочинения показывает студентам, как следует и как не надо писать сочинение. Так проводится обучение сочинению на подготовительном этапе рабо- ты, т.е. до того как студент начинает писать сочинение. Как только он присту- пает к такой работе, перед ним встают новые трудности - формулирование мыслей, логика изложения, определения композиции сочинения. На этом этапе преподаватель уделяет особое внимание индивидуальной работе. При просмотре работ преподаватель обращает особое внимание на то, как студент развивает главную мысль, обосновывает ее, какова логика изложе- ния и т.д. Наконец, обучающая работа осуществляется в процессе анализа напи- санных сочинений. Преподаватель проверяет каждое сочинение, делает в нем необходимые исправления или указания к исправлению, ставит оценку. Приме- ры лучших и неудавшихся работ разбираются на специальном уроке. Анализ их дает преподавателю огромные возможности обучения. Итак, сочинение на литературную тему способствует углубленному са- мостоятельному и творческому восприятию текста художественного произведе- ния. Развитое воображение при этом - непременное условие. Подобно тому как невозможно творить, отражать жизнь в искусстве без художественного вообра- жения, так трудно осознать, прочувствовать, понять художественное произве- дение без конкретных представлений, в основе которых тоже лежит воображе- ние - воображение читателя, воспринимающего произведение. Именно такое воображение следует развивать у студентов.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »