История денежных отношений. Ханчук Н.Н. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

4
МОДУЛЬ 1.
ДЕНЬГИ: ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
Глава 1. Возникновение денег
Деньги (money) – одно из величайших изобретений человечества. Они составляют
наиболее увлекательный аспект исследований как историков, так и экономистов. “Деньги
заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают
наиболее искусные способы получить их и наиболее искусные способы потратить их.
Деньгиединственный товар, который нельзя использовать иначе, как освободиться от
них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы
не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти
все сделают для людей. Деньгиэто пленительная, повторяющаяся, меняющая маски
загадка” [72. P.3].
Молодой Карл Маркс писал: “Сколь велика сила денег, столь велика и моя сила.
Свойства денег суть моиих владельцасвойства и существенные силы. Поэтому то, что
я есть, и что я в состоянии сделать, определяется отнюдь не моей индивидуальностью. Я
уродлив, но я могу купить себе красивейшую женщину. Значит, я не уродлив, ибо
действие уродства, его отпугивающая сила, сводится на нет деньгами. Пусть я по своей
индивидуальностихромой, но деньги добывают мне 24 ноги; значит, я не хромой. Я
плохой, нечестный, бессовестный, скудоумный человек, но деньги в почете, а значит, в
почете их владелец. Деньги являются высшим благомзначит, хорош и их владелец.
Деньги, кроме того, избавляют меня от труда быть нечестным, - поэтому, заранее
считается, что я честен. Я скудоумен, но деньгиэто реальный ум всех вещей, - и как же
может быть скудоумен их владелец? К тому же он может купить себе людей блестящего
ума, а тот, кто имеет власть над людьми блестящего ума, разве не умнее их? И разве я,
который с помощью денег способен получить все, чего жаждет человеческое сердце, разве
я не обладаю всеми человеческими способностями? Итак, разве мои деньги не
превращают всякую мою немощь в ее прямую противоположность?” [80, c. 3-4].
В мире для миллионов профессионаловбанкиров, финансистов, коммерсантов
деньгиэто работа. Но не только они имеют дело с деньгами. Кто только не держал их в
руках и не знает, что это такое. К деньгам имеют отношение все, хотя на первый взгляд
деньги, казалось бы, - простая вещь, сложная лишь для экономистов.
Бернард Шоу в предисловии к пьесеМайор Барбарасоздал своеобразный гимн
деньгам: ”Учить детей, что грешно стремиться к деньгам, это, значит, доходить до
крайних пределов бесстыдства в своей лжи, растленности и лицемерии. Вообще уважение
к деньгамэто единственное в нашей цивилизации, что дает надежду, единственное
здоровое место в нашем общественном сознании. Деньги важнее всего, что есть в мире.
Они являются столь же ярким и бесспорным отражением здоровья, силы и чести,
щедрости и красоты, сколь бесспорно, болезни, слабость, бесчестие, низость и уродство
отражают их недостаток. Не последним из их достоинств является то, что они сокрушают
людей низких с той же неизменностью, с какой укрепляют и возвышают людей
благородных. И только когда они удешевляются до степени обесценения в глазах одних
людей и удорожаются до степени недосягаемости в глазах других, только тогда они
становятся проклятием. Короче говоря, они являются проклятием только при социальных
условиях, настолько глупых, что сама жизнь при них становится проклятием. Потому что
оба эти понятия неразделимы: деньгиэто кассир, который делает возможным
распределение благ жизни среди членов общества, и это является жизнью с той же
очевидностью, с какой монеты и банкноты являются деньгами” [Цит.: 80. С. 5-6].
Деньгиэто инструмент управления жизнью отдельного человека и общества в
целом. Деньгиэто документ, дающий право на получение любых жизненных благ и
                                           4

                        МОДУЛЬ 1.
          ДЕНЬГИ: ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
                           Глава 1. Возникновение денег

        Деньги (money) – одно из величайших изобретений человечества. Они составляют
наиболее увлекательный аспект исследований как историков, так и экономистов. “Деньги
заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают
наиболее искусные способы получить их и наиболее искусные способы потратить их.
Деньги – единственный товар, который нельзя использовать иначе, как освободиться от
них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы
не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти
все сделают для людей. Деньги – это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски
загадка” [72. P.3].
        Молодой Карл Маркс писал: “Сколь велика сила денег, столь велика и моя сила.
Свойства денег суть мои – их владельца – свойства и существенные силы. Поэтому то, что
я есть, и что я в состоянии сделать, определяется отнюдь не моей индивидуальностью. Я
уродлив, но я могу купить себе красивейшую женщину. Значит, я не уродлив, ибо
действие уродства, его отпугивающая сила, сводится на нет деньгами. Пусть я по своей
индивидуальности – хромой, но деньги добывают мне 24 ноги; значит, я не хромой. Я
плохой, нечестный, бессовестный, скудоумный человек, но деньги в почете, а значит, в
почете их владелец. Деньги являются высшим благом – значит, хорош и их владелец.
Деньги, кроме того, избавляют меня от труда быть нечестным, - поэтому, заранее
считается, что я честен. Я скудоумен, но деньги – это реальный ум всех вещей, - и как же
может быть скудоумен их владелец? К тому же он может купить себе людей блестящего
ума, а тот, кто имеет власть над людьми блестящего ума, разве не умнее их? И разве я,
который с помощью денег способен получить все, чего жаждет человеческое сердце, разве
я не обладаю всеми человеческими способностями? Итак, разве мои деньги не
превращают всякую мою немощь в ее прямую противоположность?” [80, c. 3-4].
        В мире для миллионов профессионалов – банкиров, финансистов, коммерсантов
деньги – это работа. Но не только они имеют дело с деньгами. Кто только не держал их в
руках и не знает, что это такое. К деньгам имеют отношение все, хотя на первый взгляд
деньги, казалось бы, - простая вещь, сложная лишь для экономистов.
        Бернард Шоу в предисловии к пьесе “Майор Барбара” создал своеобразный гимн
деньгам: ”Учить детей, что грешно стремиться к деньгам, это, значит, доходить до
крайних пределов бесстыдства в своей лжи, растленности и лицемерии. Вообще уважение
к деньгам – это единственное в нашей цивилизации, что дает надежду, единственное
здоровое место в нашем общественном сознании. Деньги важнее всего, что есть в мире.
Они являются столь же ярким и бесспорным отражением здоровья, силы и чести,
щедрости и красоты, сколь бесспорно, болезни, слабость, бесчестие, низость и уродство
отражают их недостаток. Не последним из их достоинств является то, что они сокрушают
людей низких с той же неизменностью, с какой укрепляют и возвышают людей
благородных. И только когда они удешевляются до степени обесценения в глазах одних
людей и удорожаются до степени недосягаемости в глазах других, только тогда они
становятся проклятием. Короче говоря, они являются проклятием только при социальных
условиях, настолько глупых, что сама жизнь при них становится проклятием. Потому что
оба эти понятия неразделимы: деньги – это кассир, который делает возможным
распределение благ жизни среди членов общества, и это является жизнью с той же
очевидностью, с какой монеты и банкноты являются деньгами” [Цит.: 80. С. 5-6].
        Деньги – это инструмент управления жизнью отдельного человека и общества в
целом. Деньги – это документ, дающий право на получение любых жизненных благ и