Введение в германскую филологию. Ходина Н.Т. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

15
выступавшие перед народной аудиторией и при феодальных дворах
как творческие хранители эпического предания. При этом старые устные песни
перерабатывались в обширные поэмы, в процессе записи подвергаясь
литературной обработке .
При изучении памятников германского героического эпоса следует
подробно остановиться на проблеме авторства произведения, подчеркнуть, что
анонимность эпического произведения принципиальна. Далее рекомендуется
обосновать данную точку зрения, обращая при этом особое внимание на
отсутствие у эпического поэта авторского самосознания.
Анализируя германскую поэзию, необходимо отметить, что на протяжении
целой эпохи ее формой оставался тонический аллитерационный стих. Особенно
долго эта форма сохранялась в Исландии, тогда как у континентальных
германских народов уже в раннее средневековье она сменяется стихом с
конечной рифмой. В ответе следует дать определение "аллитерации", обосновать
возможность/ невозможность ее воспроизведения в русском переводе и привести
примеры из произведений, написанных в традиционной аллитерационной форме
и в новой, основанной на рифме .
К другим особенностям германского стиха относятся "кеннинг" и "хейти ".
Дайте определение данным явлениям, приведите примеры и скажите , какие
понятия обозначались ими .
В программу курса "Введение в германскую филологию" включены три
памятника германского героического эпоса: "Беовульф ", "Старшая Эдда" и
"Песнь о нибелунгах". Указанные произведения трудны для современного
читателя, воспитанного на иной литературе и склонного переносить на древние
памятники представления, сложившиеся при знакомстве с художественными
произведениями нового времени. Поэтому при чтении рекомендуемых
произведений необходимо систематически обращаться к толкованиям, данным
в примечании.
"Беовульф". Единственная существующая рукопись "Беовульфа" датируется
примерно 1000 годом. Но сама эпопея относится, по мнению большинства
специалистов, к концу VII или к первой трети VШ века. Рукопись входит в так
называемое Коттонское собрание и хранится сейчас в Британском музее. Текст
поэмы сохранился благодаря счастливому стечению обстоятельств , связанных с
особенностями христианизации Англии, в результате которых в Англии не было
такого уничтожения старых текстов, как в ряде других стран.
В период создания эпопеи англосаксы уже переживали начинавшийся
процесс зарождения феодальных связей. Поэме , однако , присуща эпическая
архаизация. Кроме того , поэма рисует действительность со специфической точки
зрения: мир "Беовульфа" - это мир королей и дружинников, мир пиров, битв и
поединков. Схватки , поединки героя с чудовищами поставлены в центре поэмы
вполне правомерно - они выражают главное ее содержание . При изучении
произведения важно обратить внимание на изображение мира культуры в
"Беовульфе ", уяснить, чем он олицетворяется и кем представлен в поэме , что
представляет высшие ценности для германского героя и почему. Необходимо
также объяснить причину сведения "срединного мира" к дворцу короля и
                                                   15
 выступавш и е             пе р е д         нар о д но й ауд и то р и е й и пр и фе о д альныхд во р ах
 как тво р че ски е хр ани те ли эпи че ско го пр е д ани я. Пр и это м стар ые устные пе сни
 пе р е р абатывали сь в о бш и р ные по эмы, в пр о ц е ссе запи си по д ве р гаясь
 ли те р атур но й о бр або тке .
        Пр и и зуче ни и памятни ко в г               е р манско го гер о и че ско го эпо са сле д ует
по д р о бно о стано ви ться на пр о бле ме авто р ства пр о и зве д е ни я, по д че р кнуть, что
ано ни мно сть эпи че ско го пр о и зве д е ни я пр и нц и пи альна. Д але е р е ко ме нд уется
о бо сно вать д анную то чку зр е ни я, о бр ащ ая пр и это м о со бо е вни мани е на
о тсутстви е уэпи че ско го по эта авто р ско го само со знани я.
      А нали зи р уя г   е р манскую по эзи ю , не о бхо д и мо о тме ти ть, что на пр о тяж е ни и
ц е ло й эпо хи е е фо р мо й о ставался то ни че ски й алли те р ац и о нный сти х. О со бе нно
д о лго эта фо р ма со хр анялась в И сланд и и , то гда как у ко нти не нтальных
гер мански х нар о д о в уж е в р анне е ср е д не ве ко вье о на сме няе тся сти хо м с
ко не чно й р и фмо й. В о тве те сле д уетд атьо пр е д е ле ни е "алли те р ац и и ", о бо сно вать
во змо ж но сть/не во змо ж но сть е е во спр о и зве д е ни я в р усско м пе р е во д е и пр и ве сти
пр и ме р ы и з пр о и зве д е ни й, напи санныхв тр ад и ц и о нно й алли те р ац и о нно й фо р ме
и в но во й, о сно ванно й на р и фме .
        К д р уг и м о со бе нно стям гер манско го сти ха о тно сятся "ке нни нг" и "хейти ".
Д айте о пр е д е ле ни е д анным явле ни ям, пр и ве д и те пр и ме р ы и скаж и те , каки е
по няти я о бо значали сьи ми .
       В пр о г  р амму кур са "Вве д е ни е в гер манскую фи ло ло ги ю " вклю че ны тр и
памятни ка г       е р манско го г    е р о и че ско го эпо са: "Б е о вульф", "Стар ш ая Э д д а" и
"Пе снь о нибе лунг          ах". Указанные пр о и зве д е ни я тр уд ны д ля со вр е ме нно го
чи тате ля, во спи танно го на и но й ли те р атур е и скло нно го пе р е но си ть на д р е вни е
памятни ки пр е д ставле ни я, сло ж и вш ие ся пр и знако мстве с худ о ж е стве нными
пр о изве д е ни ями но во го вр е ме ни . По это му пр и чте ни и р е ко ме нд уемых
пр о и зве д е ни й не о бхо д и мо си сте мати че ски о бр ащ аться к то лко вани ям, д анным
в пр и ме чани и .
        "Беовуль ф ". Е д и нстве нная сущ е ствую щ ая р уко пи сь"Б е о вульфа" д ати р уется
пр и ме р но 1000 го д о м. Н о сама эпо пе я о тно си тся, по мне ни ю бо льш и нства
спе ц и али сто в, к ко нц уVII и ли к пе р во й тр е ти VШ ве ка. Руко пи сь вхо д и тв так
называе мо е К о тто нско е со бр ани е и храни тся се йчас в Б р и танско м музе е . Те кст
по эмы со хр ани лся благ         о д ар я счастли во мусте че ни ю о бсто яте льств, связанныхс
о со бе нно стями хр и сти ани зац и и А нг          ли и , в р е зультате ко то р ыхв А нгли и не было
тако го уни что ж е ни я стар ыхте ксто в, как в р яд е д р уги хстр ан.
        В пе р и о д со зд ани я эпо пе и англо саксы уж е пе р е ж и вали начи навш и йся
пр о ц е сс зар о ж д е ни я фе о д альных связе й. По эме , о д нако , пр и сущ а эпи че ская
ар хаи зац и я. К р о ме то г  о , по эма р исуетд е йстви те льно сть со спе ц и фи че ско й то чки
зр е ни я: ми р "Б е о вульфа" - это ми р ко р о ле й и д р уж и нни ко в, ми р пи р о в, би тв и
по е д и нко в. Схватки , по е д и нки гер о я с чуд о ви щ ами по ставле ны в ц е нтр е по эмы
впо лне пр аво ме р но - о ни выр аж аю т г                 лавно е е е со д е р ж ание . Пр и и зуче ни и
пр о и зве д е ни я важ но о бр ати ть внимание на и зо бр аж е ни е ми р а культуры в
"Бе о вульфе ", уясни ть, че м о н о ли ц е тво р яе тся и ке м пр е д ставле н в по эме , что
пр е д ставляе т высш и е ц е нно сти д ля гер манско го гер о я и по че му. Н е о бхо д и мо
такж е о бъ ясни ть пр и чи ну све д е ни я "ср е д и нно го ми р а" к д во р ц у ко р о ля и