История русской литературы XIX века. Инютин В.В - 62 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

62
многозначны. Вишнёвый сад это и Россия , и душа человека , и будущее, и
нечто прекрасное в современном человеке, не до конца в нём погибшее. Это
авторский идеал, которого не достигают герои, но который должны воспринять
зрители.
Ремарка как средство обнаружения авторской оценки имеет значение во
время чтения пьесы . В постановке её она должна превратиться в сценический
образ, а это уже другое искусство, это театр. Хотя, конечно, чеховская ремарка
о слышащемся вдали звуке лопнувшей струны создаёт и в пьесе, и в спектакле
атмосферу глубокой печали, странной тайны, сознаёт настроение, не
переводимое на язык логики.
Как уже сказано, авторское сознание индивидуально. Но есть черты,
свойства , объединяющие нескольких авторов, есть соотносимые, хотя и не
тождественные приёмы, средства изображения , типология героев , сюжетных
решений и т.д . Это всё позволяет выйти на уровень общего понимания
творческого мышления писателя , его место в литературном процессе.
Универсальным принципом понимания и одновременно содержательно-
эстетическим началом может стать творческий метод : романтизм , реализм и др.
Проблема метода художника , как итоговая в обсуждении произведения на
занятии помогает понять масштаб дарования писателя и процесс развития
литературы Надо, однако, учесть, что вопрос о творческом методе более чем не
простой и в теоретическом ракурсе, и применительно к конкретным явлениям
искусства . Произведения зрелого А . Пушкина, в основном , объясняются
категориями реализма, а вот о художественном методе М . Лермонтова
существуют разные мнения , вопрос не вполне решён , хотя, видимо, этот поэт
органично сочетал принципы разных творческих методов.
На занятии необходимо обратить внимание ещё на одну особенность
литературы XIX века , на фактор, многое в ней определяющий, в том числе,
своеобразие метода. Классическая русская литература глубоко и прочно от
начала своего была связана с Библией. Русский писатель воспитывался под её
влиянием . Он формировался как художник, воспринимая великую
философскую и творческую силу , творческий опыт создателей Библии. Без
обращения к Библейским истокам большинство произведений русских
писателей воспринимаются однобоко, а то и просто неверно истолковываются .
Библейские сюжеты и герои используются в русской литературе в разных
аспектах, с различными целями. Это может быть прямое цитирование Библии,
как в романе Ф.М . Достоевского «Преступление и наказание», в котором
Вечная книга предстаёт как высший нравственный идеал. Но в романах этого
же писателя и, допустим, в повести А . Пушкина «Станционный смотритель»
судьбы героев сопоставляются с судьбами библейских персонажей. Герой Л .
Толстого, Пьер Безухов, в своих поисках смысла жизни и своего назначения в
мире пытается связать события реальности и библейские пророчества , правда
делает он это несколько наивно. Библейская символика , соотнесение морали
героев и библейской истины придают трагический накал драме жизни
Катерины, героини А. Островского. В мире , формируемом библейскими,
христианскими началами живут многие герои Н .С. Лескова , они нередко
                                                  62
м н огозн а чн ы. Вишн ёвый са д –это и Россия , и д у ша человека , и б у д у щее, и
н ечто прекра сн ое в соврем ен н ом человеке, н е д о кон ца в н ём погиб шее. Это
а вт орский ид еа л, кот орого н е д ост ига ю т герои, н о который д олж н ы восприн я ть
зрит ели.
         Рем а рка ка к сред ство об н а ру ж ен ия а вторской оцен ки им еет зн а чен ие во
врем я чт ен ия пьесы. В поста н овке её он а д олж н а превра тит ься в сцен ический
об ра з, а эт о у ж е д ру гое иску сст во, эт о т еа т р. Хот я , кон ечн о, чеховска я рем а рка
о слыша щем ся вд а ли зву ке лопн у вшей ст ру н ы созд а ёт и в пьесе, и в спект а кле
а т м осф еру глу б окой печа ли, стра н н ой та йн ы, созн а ёт н а ст роен ие, н е
перевод им ое н а я зык логики.
         К а к у ж е ска за н о, а вт орское созн а н ие ин д ивид у а льн о. Н о ест ь черты,
свойст ва , об ъ ед ин я ю щие н ескольких а вт оров, ест ь соотн осим ые, хот я и н е
т ож д ест вен н ые приём ы, сред ст ва изоб ра ж ен ия , т ипология героев, сю ж ет н ых
решен ий и т.д . Эт о всё позволя ет выйти н а у ровен ь об щего пон им а н ия
т ворческого м ышлен ия писа т еля , его м есто в литера т у рн ом процессе.
У н иверса льн ым прин ципом пон им а н ия и од н оврем ен н о сод ерж а т ельн о-
эст ет ическим н а ча лом м ож ет ст а ть т ворческий м ет од : ром а н т изм , реа лизм и д р.
П роб лем а м етод а ху д ож н ика , ка к ит огова я в об су ж д ен ии произвед ен ия н а
за н я тии пом ога ет пон я т ь м а сшт а б д а рова н ия писа т еля и процесс ра звития
литера т у ры Н а д о, од н а ко, у чест ь, чт о вопрос о т ворческом м ет од е б олее чем н е
простой и в т еоретическом ра ку рсе, и прим ен ительн о к кон кретн ым я влен ия м
иску сст ва . П роизвед ен ия зрелого А . П у шкин а , в осн овн ом , об ъ я сн я ю т ся
ка т егория м и реа лизм а , а вот о ху д ож ест вен н ом м етод е М . Л ерм он това
су щест ву ю т ра зн ые м н ен ия , вопрос н е вполн е решён , хотя , вид им о, этот поэт
орга н ичн о сочета л прин ципы ра зн ых т ворческих м ет од ов.
         Н а за н я тии н еоб ход им о об ра т ит ь вн им а н ие ещё н а од н у особ ен н ост ь
литера т у ры XIX века , н а ф а ктор, м н огое в н ей опред еля ю щий, в т ом числе,
своеоб ра зие м етод а . К ла ссическа я ру сска я лит ера т у ра глу б око и прочн о от
н а ча ла своего б ыла свя за н а с Биб лией. Ру сский писа т ель воспитыва лся под её
влия н ием . О н ф орм ирова лся ка к ху д ож н ик, восприн им а я велику ю
ф илософ ску ю и т ворческу ю силу , т ворческий опыт созд а т елей Биб лии. Без
об ра щен ия к Биб лейским истока м б ольшин ст во произвед ен ий ру сских
писа т елей восприн им а ю т ся од н об око, а т о и просто н еверн о ист олковыва ю т ся .
         Биб лейские сю ж еты и герои использу ю т ся в ру сской лит ера т у ре в ра зн ых
а спект а х, с ра зличн ым и целя м и. Это м ож ет б ыт ь пря м ое цит ирова н ие Биб лии,
ка к в ром а н е Ф .М . Д остоевского «П рест у плен ие и н а ка за н ие», в котором
Вечн а я кн ига пред ст а ёт ка к высший н ра вст вен н ый ид еа л. Н о в ром а н а х этого
ж е писа т еля и, д опу ст им , в повести А . П у шкин а «Ста н цион н ый см отритель»
су д ьб ы героев сопост а вля ю тся с су д ьб а м и б иб лейских персон а ж ей. Г ерой Л .
Т олстого, П ьерБезу хов, в своих поиска х см ысла ж изн и и своего н а зн а чен ия в
м ире пыт а ется свя за т ь соб ыт ия реа льн ост и и б иб лейские пророчест ва , пра вд а
д ела ет он эт о н есколько н а ивн о. Биб лейска я сим волика , соот н есен ие м ора ли
героев и б иб лейской истин ы прид а ю т т ра гический н а ка л д ра м е ж изн и
К а т ерин ы, героин и А . О стровского. В м ире, ф орм иру ем ом б иб лейским и,
христиа н ским и н а ча ла м и ж иву т м н огие герои Н .С. Л ескова , он и н еред ко