История русской литературы XIX века. Инютин В.В - 60 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

60
У Ф .М . Достоевского повествователь больше напоминает рассказчика ,
бывает почти равен ему (участник событий). Но незаметно для читателя он
возвышается до авторского уровня в мастерстве психологического анализа , в
философских наблюдениях и выводах. И при этом остаётся доступен , искренен ,
близок читателю . Такой повествователь предопределяется уже упомянутым
принципом полифонии, равенством голосов и точек зрения у Ф . Достоевского.
Повествователь и рассказчик, помимо содержательно-смысловой
функции, осуществляют задачу описания событий. Они должны изобразить
интерьер, нарисовать портрет героя в их «обязанности» входит также
информирование о том, что было «до сюжета», что произошло после. Но
рассказчик делает эту работу с большей долей субъективного отношения , он
явно выражает своё суждение. Рассказчик может оказаться «знаком» с
персонажами, может участвовать в событиях, он сам объект изображения .
Для понимания смысла произведения важно определить, почему писатель
выбирает в качестве субъекта речи именно рассказчика , причём с особыми
социально-нравственными характеристиками. Рассказчик в «Повести о том , как
поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. Гоголя один из
многих миргородцев , он создаёт «облик города», образ среды обитания
персонажей. Но ведь у него есть и иные задачи. Допустим, рассказчик должен
создать сатирический эффект : непомерны его восторги жизнью двух Иванов,
они сатирически заостряют изображение, делая предельно заметной её
пошлость. Однако в финале повести оценка рассказчика почти равна авторской,
обнаруживает себя Гоголь-проповедник, пророк: «Скучно на этом свете,
господа!».
Сатирическую функцию выполняют иногда рассказчики раннего А .
Чехова . В зрелых произведениях писателя рассказчик в большей мере
совпадает с автором , даже случается , хотя и весьма редко, что высказывает
прямые сентенции («Крыжовник»). Но Чехов усиливает объективность оценки,
доверяя её рассказчику : это он так говорит, это мнение со стороны,
подтверждающее данное писателем изображение.
Особый вариант рассказчика в «Записках охотника» И. Тургенева .
Охотник знаком с героями, знает их прошлое и будущее. Он при этом
стремится быть объективным. Мироотношение этого рассказчика приближено к
авторской позиции. Б. Корман называет такую форму выражения авторского
сознания «личный повествователь». Охотник И. Тургенева создаёт ощущение
документальной достоверности, помогает непосредственно оценить
происходящее и персонажей. И он сам один из главных героев книги о России:
русский интеллигентный человек, по определению самого Тургенева , «человек
культурного слоя», ищущий пути к народу, к народной жизни, к ценностям
народной души. Так, охотник в рассказе «Бежен луг» потеряв путь в ночи, в
пустоте и страхе существования , едва не погибнув, выходит к костру , у
которого крестьянские дети, ещё хранящие неиспорченные моральные начала
народа, чистотой своего нравственного чувства спасают трагически
мятущегося , запутавшегося рассказчика , который обретает в торжествующей
утренней природе надежду.
                                                 60
         У Ф .М . Д остоевского повест вова т ель б ольше н а пом ин а ет ра сска зчика ,
б ыва ет почти ра вен ем у (у ча ст н ик соб ытий). Н о н еза м етн о д ля чит а т еля он
возвыша ет ся д о а вторского у ровн я в м а ст ерст ве психологического а н а лиза , в
ф илософ ских н а б лю д ен ия х и вывод а х. И при этом оста ёт ся д ост у пен , искрен ен ,
б лизок чит а т елю . Т а кой повествова т ель пред опред еля ет ся у ж е у пом я н у т ым
прин ципом полиф он ии, ра вен ст вом голосов и т очек зрен ия у Ф . Д остоевского.
         П овест вова тель и ра сска зчик, пом им о сод ерж а т ельн о-см ысловой
ф у н кции, осу щест вля ю т за д а чу описа н ия соб ыт ий. О н и д олж н ы изоб ра зить
ин т ерьер, н а рисова т ь порт рет героя в их «об я за н н ост и» вход ит т а кж е
ин ф орм ирова н ие о т ом , что б ыло «д о сю ж ет а », чт о произошло после. Н о
ра сска зчик д ела ет эт у ра б от у с б ольшей д олей су б ъ ект ивн ого от н ошен ия , он
я вн о выра ж а ет своё су ж д ен ие. Ра сска зчик м ож ет ока за т ься «зн а ком » с
персон а ж а м и, м ож ет у ча ствова т ь в соб ыт ия х, он са м об ъ ект изоб ра ж ен ия .
         Д ля пон им а н ия см ысла произвед ен ия ва ж н о опред елит ь, почем у писа т ель
выб ира ет в ка чест ве су б ъ ект а речи им ен н о ра сска зчика , причём с особ ым и
социа льн о-н ра вствен н ым и ха ра кт еристика м и. Ра сска зчик в «П овест и о т ом , ка к
поссорился Ива н Ива н ович с Ива н ом Н икиф оровичем » Н . Г оголя – од ин из
м н огих м иргород цев, он созд а ёт «об лик город а », об ра з сред ы об ита н ия
персон а ж ей. Н о вед ь у н его ест ь и ин ые за д а чи. Д опу ст им , ра сска зчик д олж ен
созд а т ь са т ирический эф ф ект : н епом ерн ы его восторги ж изн ью д ву х Ива н ов,
он и са т ирически за остря ю т изоб ра ж ен ие, д ела я пред ельн о за м етн ой её
пошлост ь. О д н а ко в ф ин а ле повест и оцен ка ра сска зчика почт и ра вн а а вт орской,
об н а ру ж ива ет себ я Г оголь-проповед н ик, пророк: «С ку чн о н а эт ом свете,
господ а !».
         С а т ирическу ю ф у н кцию выполн я ю т ин огд а ра сска зчики ра н н его А .
Ч ехова . В зрелых произвед ен ия х писа т еля ра сска зчик в б ольшей м ере
совпа д а ет с а втором , д а ж е слу ча ет ся , хот я и весьм а ред ко, что выска зыва ет
пря м ые сен т ен ции («К рыж овн ик»). Н о Ч ехов у силива ет об ъ ект ивн ост ь оцен ки,
д оверя я её ра сска зчику : эт о он т а к говорит, это м н ен ие со сторон ы,
под т верж д а ю щее д а н н ое писа телем изоб ра ж ен ие.
         О соб ый ва риа н т ра сска зчика в «За писка х охотн ика » И. Т у рген ева .
О хотн ик зн а ком с героя м и, зн а ет их прошлое и б у д у щее. О н при эт ом
ст рем ит ся б ыт ь об ъ ект ивн ым . М ироот н ошен ие этого ра сска зчика приб лиж ен о к
а вт орской позиции. Б. К орм а н н а зыва ет т а ку ю ф орм у выра ж ен ия а вт орского
созн а н ия «личн ый повест вова т ель». О хотн ик И. Т у рген ева созд а ёт ощу щен ие
д оку м ен та льн ой д ост оверн ости,          пом ога ет     н епосред ст вен н о     оцен ить
происход я щее и персон а ж ей. И он са м од ин изгла вн ых героев кн иги о России:
ру сский ин т еллиген т н ый человек, по опред елен ию са м ого Т у рген ева , «человек
ку льт у рн ого слоя », ищу щий пу т и к н а род у , к н а род н ой ж изн и, к цен н остя м
н а род н ой д у ши. Т а к, охотн ик в ра сска зе «Беж ен лу г» потеря в пу т ь в н очи, в
пу ст от е и ст ра хе су щест вова н ия , ед ва н е погиб н у в, выход ит к кост ру , у
кот орого крест ья н ские д ети, ещё хра н я щие н еиспорчен н ые м ора льн ые н а ча ла
н а род а , чистотой своего н ра вст вен н ого чу вст ва спа са ю т т ра гически
м я т у щегося , за пу т а вшегося ра сска зчика , который об рет а ет в т орж ест ву ю щей
у т рен н ей природ е н а д еж д у .