ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
61
Пародийный облик имеет рассказчик-хроникёр в «Истории одного
города» М .Е. Салтыкова -Щедрина.
Наибольшую сложность представляет для разбора на практических
занятиях драматическое произведение, поскольку оно сочетает и свойства
лирики, и свойства эпического рода.
Необходимо проследить, как создаётся характер героя пьесы. Прежде
всего, герой сам о себе может многое рассказать прямо и недвусмысленно. Он
проявляет себя в разговоре с другими персонажами, но и эти персонажи
говорят о нём , оценивают его. Драматург тщательно выписывает речевую
индивидуальность героя или проявляющуюся в монологах и диалогах
направленность идеи персонажа.
Исключительное значение приобретает в драме сюжетно-
композиционная организация материала . В драматургии ещё яснее, чем в прозе ,
поступки героя определяются логикой его характера . Почему Чацкий
произносит свои монологи перед теми, о ком он же отзывается саркастически?
Даже А. Пушкин недоумевал, зачем герой «мечет бисер перед свиньями»? Но
ведь Чацкий – по сути своей просветитель, он не знает иной формы воздействия
на общество, кроме объяснения , истолкования . Его отношение к фамусовскому
миру определяется резким негодованием , сатирическим неприятием , которое
есть в его монологах. Но поступок Чацкого, его «дело» - это, прежде всего,
слово.
Диалоги персонажей, сюжет , композиция служат в драматургии для
выражения авторского взгляда на мир. Более непосредственного способа
выразить своё мнение у автора пьесы, в отличие от прозаика , почти нет (хотя в
пьесах классицизма бывает «рупор авторской идеи»).
Однако своё понимание, своё отношение драматург проявляет уже в
самом выборе персонажей и исходной сюжетной ситуации. А . Грибоедов писал
комедию, в которой общественный конфликт переплетался с личным, как это и
бывает в реальности. Для изображения противостояния «Чацкий – фамусовское
общество» София не нужна, она не высказывает политических суждений.
София необходима для создания и развития личного, нравственного конфликта ,
она стремится реализовать себя как человек, жаждущий счастья , ясного,
надёжного, хотя и внешне простого.
А . Грибоедов подбирает персонажей фамусовского мира так, чтобы
представить разные типы поведения в обществе. Он замечает и выводит на
сцену для обозрения и изучения самого опасного героя времени –
беспринципного, пошлого Молчалина.
Название пьесы также может содержать сложную авторскую оценку .
Особенно это важно для пьес А .П . Чехова . Из-за бессмысленности жизни,
пустоты существования его персонажей, из-за их человеческой
незначительности, пассивности в чеховских пьесах ослаблен сюжет (нет
событий в серой жизни), разрушено взаимодействие между героями (говорят,
не слыша друг друга ) и т.д . Ясно, что это уже оценка персонажей и их жизни.
Но авторская точка отсчёта символически выражена и в названиях пьес:
«Чайка», «Вишнёвый сад». Это действительно символы, то есть названия
61 П а род ийн ый об лик им еет ра сска зчик-хрон икёр в «Ист ории од н ого город а » М .Е . Са лтыкова -Щ ед рин а . Н а иб ольшу ю слож н ост ь пред ста вля ет д ля ра зб ора н а пра кт ических за н я тия х д ра м а тическое произвед ен ие, поскольку он о сочета ет и свойст ва лирики, и свойст ва эпического род а . Н еоб ход им о прослед ит ь, ка к созд а ёт ся ха ра кт ер героя пьесы. П реж д е всего, герой са м о себ е м ож ет м н огое ра сска за т ь пря м о и н ед ву см ыслен н о. О н проя вля ет себ я в ра зговоре с д ру гим и персон а ж а м и, н о и эти персон а ж и говоря т о н ём , оцен ива ю т его. Д ра м а т у рг т ща т ельн о выписыва ет речеву ю ин д ивид у а льн ост ь героя или проя вля ю щу ю ся в м он олога х и д иа лога х н а пра влен н ость ид еи персон а ж а . Исклю чит ельн ое зн а чен ие приоб рет а ет в д ра м е сю ж етн о- ком позицион н а я орга н иза ция м а т ериа ла . В д ра м а т у ргии ещёя сн ее, чем в прозе, пост у пки героя опред еля ю т ся логикой его ха ра кт ера . П очем у Ч а цкий произн осит свои м он ологи перед т ем и, о ком он ж е от зыва ет ся са рка ст ически? Д а ж е А . П у шкин н ед оу м ева л, за чем герой «м ечет б исерперед свин ья м и»? Н о вед ь Ч а цкий –по су т и своей просветит ель, он н е зн а ет ин ой ф орм ы возд ейст вия н а об щест во, кром е об ъ я сн ен ия , ист олкова н ия . Е го от н ошен ие к ф а м у совском у м иру опред еля ет ся резким н егод ова н ием , са тирическим н еприя тием , кот орое есть в его м он олога х. Н о пост у пок Ч а цкого, его «д ело» - это, преж д е всего, слово. Д иа логи персон а ж ей, сю ж ет, ком позиция слу ж а т в д ра м а т у ргии д ля выра ж ен ия а вторского взгля д а н а м ир. Более н епосред ст вен н ого способ а выра зит ь своём н ен ие у а вт ора пьесы, в отличие от проза ика , почт и н ет (хот я в пьеса х кла ссицизм а б ыва ет «ру пора вторской ид еи»). О д н а ко своё пон им а н ие, своё от н ошен ие д ра м а т у рг проя вля ет у ж е в са м ом выб оре персон а ж ей и исход н ой сю ж ет н ой сит у а ции. А . Г риб оед ов писа л ком ед ию , в которой об щест вен н ый кон ф ликт переплет а лся с личн ым , ка к эт о и б ыва ет в реа льн ости. Д ля изоб ра ж ен ия противостоя н ия «Ч а цкий –ф а м у совское об щест во» Соф ия н е н у ж н а , он а н е выска зыва ет полит ических су ж д ен ий. Соф ия н еоб ход им а д ля созд а н ия и ра звит ия личн ого, н ра вст вен н ого кон ф ликта , он а стрем ит ся реа лизова т ь себ я ка к человек, ж а ж д у щий сча ст ья , я сн ого, н а д ёж н ого, хот я и вн ешн е прост ого. А . Г риб оед ов под б ира ет персон а ж ей ф а м у совского м ира т а к, чт об ы пред ста вить ра зн ые т ипы повед ен ия в об щест ве. О н за м еча ет и вывод ит н а сцен у д ля об озрен ия и изу чен ия са м ого опа сн ого героя врем ен и – б есприн ципн ого, пошлого М олча лин а . Н а зва н ие пьесы т а кж е м ож ет сод ерж а т ь слож н у ю а вт орску ю оцен ку . О соб ен н о это ва ж н о д ля пьес А .П . Ч ехова . Из-за б ессм ыслен н ости ж изн и, пу ст от ы су щест вова н ия его персон а ж ей, из-за их человеческой н езн а чительн ост и, па ссивн ости в чеховских пьеса х осла б лен сю ж ет (н ет соб ытий в серой ж изн и), ра зру шен о вза им од ейст вие м еж д у героя м и (говоря т , н е слыша д ру г д ру га ) и т.д . Я сн о, что эт о у ж е оцен ка персон а ж ей и их ж изн и. Н о а вторска я точка отсчёт а сим волически выра ж ен а и в н а зва н ия х пьес: «Ч а йка », «Вишн ёвый са д ». Эт о д ейст вит ельн о сим волы, то ест ь н а зва н ия