Романы И.С.Тургенева. Современные проблемы изучения. Иссова Л.Н. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

8
Как же решаются эти проблемы сегодня в нашем тургеневедении?
Наиболее интересной работой, обращенной к проблеме жанра, является
книга А.И.Батюто «Тургенев-романист», в которой автор посвящает ука-
занному вопросу отдельную главу
3
, на наш взгляд, в основных своих выво-
дах бесспорную. Исследователь справедливо полагает, что давно необхо-
димо отказаться от двойной терминологии относительно тургеневских про-
изведений, ибо они, без всякого сомнения, относятся не к повести, а к ро-
ману. Это во-первых. А во-вторых, тургеневский роман следует определять
как роман идеологический.
В связи с этим возникает еще одна проблема: о циклизации тургенев-
ских романов. Вопрос об этой жанровой закономерности прозы
И.С.Тургенева вообще в различных аспектах возникал в литературоведе-
нии. Однако романы И.С.Тургенева в подобном плане не рассматривались,
хотя отдельные мысли на этот счет в исследованиях о творчестве писателя
мы все-таки находим. Нам же представляется правомерной подобная по-
становка проблемы.
Как отмечает Л.И.Матюшенко, «тенденция к синтезу в изображении
различных слоев и сфер русской жизни» «усиливается в реалистической
литературе» в 50-60-е годы как одно из важных проявлений ее эстетическо-
го содержания»
4
. Испытывает на себе эту тенденцию и Тургенев, обратив-
шийся в начале 50-х годов к жанру романа.
Первым опытом писателя в этом жанре была начатая им работа над
«Двумя поколениями». Одновременно Тургенев пишет статью о романе Ев-
гении Тур «Племянница», в которой наиболее полно выразились представ-
ления писателя об этом жанре
. Естественно, что работа над первым рома-
ном должна была идти в соответствии с этими представлениями.
В статье Тургенев говорит, что в Россия приемлемы романы «сандов-
ского» и «диккенсовского» типа, хотя «мы слышим пока в жизни русской
отдельные звуки, на которые поэзия отвечает такими же быстрыми отголо-
сками»
5
.
А в письмах 1852 года он сообщает, что стихии романа «давно бродят»
в нем (П., II, 71), что пора отказаться от прежней манеры письма, и сомне-
вается: «Способен ли я к чему-нибудь большему, спокойному! Дадутся ли
мне простые, ясные линии…» (П., II, 77). Чуть позже в письме к К.С. Акса-
кову писатель уже
сообщает: «…написал первые три главы большого (кур-
сив наш. - Л.И.) романа» (П., II, 99). В марте 1853 года часть замысла ро-
мана «Два поколения» была реализована. Тургенев в письме к
    Как же решаются эти проблемы сегодня в нашем тургеневедении?
    Наиболее интересной работой, обращенной к проблеме жанра, является
книга А.И.Батюто «Тургенев-романист», в которой автор посвящает ука-
занному вопросу отдельную главу3, на наш взгляд, в основных своих выво-
дах бесспорную. Исследователь справедливо полагает, что давно необхо-
димо отказаться от двойной терминологии относительно тургеневских про-
изведений, ибо они, без всякого сомнения, относятся не к повести, а к ро-
ману. Это во-первых. А во-вторых, тургеневский роман следует определять
как роман идеологический.
    В связи с этим возникает еще одна проблема: о циклизации тургенев-
ских романов. Вопрос об этой жанровой закономерности прозы
И.С.Тургенева вообще в различных аспектах возникал в литературоведе-
нии. Однако романы И.С.Тургенева в подобном плане не рассматривались,
хотя отдельные мысли на этот счет в исследованиях о творчестве писателя
мы все-таки находим. Нам же представляется правомерной подобная по-
становка проблемы.
    Как отмечает Л.И.Матюшенко, «тенденция к синтезу в изображении
различных слоев и сфер русской жизни» «усиливается в реалистической
литературе» в 50-60-е годы как одно из важных проявлений ее эстетическо-
го содержания»4. Испытывает на себе эту тенденцию и Тургенев, обратив-
шийся в начале 50-х годов к жанру романа.
    Первым опытом писателя в этом жанре была начатая им работа над
«Двумя поколениями». Одновременно Тургенев пишет статью о романе Ев-
гении Тур «Племянница», в которой наиболее полно выразились представ-
ления писателя об этом жанре. Естественно, что работа над первым рома-
ном должна была идти в соответствии с этими представлениями.
    В статье Тургенев говорит, что в Россия приемлемы романы «сандов-
ского» и «диккенсовского» типа, хотя «мы слышим пока в жизни русской
отдельные звуки, на которые поэзия отвечает такими же быстрыми отголо-
сками»5.
    А в письмах 1852 года он сообщает, что стихии романа «давно бродят»
в нем (П., II, 71), что пора отказаться от прежней манеры письма, и сомне-
вается: «Способен ли я к чему-нибудь большему, спокойному! Дадутся ли
мне простые, ясные линии » (П., II, 77). Чуть позже в письме к К.С. Акса-
кову писатель уже сообщает: « написал первые три главы большого (кур-
сив наш. - Л.И.) романа» (П., II, 99). В марте 1853 года часть замысла ро-
мана «Два поколения» была реализована. Тургенев в письме к

                                    8