Романы И.С.Тургенева. Современные проблемы изучения. Иссова Л.Н. - 74 стр.

UptoLike

Составители: 

76
Однако у писателя эта мысль несколько осложняется. Художник-
философ, художник-мыслитель, Тургенев понимал, что почвой для «соци-
ального» являются определенные задатки «природного». Люди одного и
того же круга в зависимости от своих «природных» данных оказываются
податливыми тем или другим влияниям различных социальных сред. От-
сюда и определенные акценты. Так, например,
Лиза Калитина или Елена
Стахова, принадлежала к дворянской среде, в силу своих природных дан-
ных оказываются поддающимися влиянию людей иного круга, иной соци-
альной среды. Ирина же, хотя и понимает ничтожность окружающих лю-
дей, не может порвать с ними, ибо сама по природе своей чрезвычайно чес-
толюбива и эгоистична. Поэтому определяя
соотношение «социального» и
«нравственного», «природ-ного» в образе Ирины, мы должны, несомненно,
помнить о том, что противоречивость «природных» начал ее характера (с
одной стороны, — ум, проницательность; с другойстремление к лидер-
ству, эгоизм) в конечном счете оказывается снятой теми социальными
влияниями, которые испытывает Ирина. Оказавшись в высшем обществе,
она уже
не может уйти из него.
Доминанта «социального» в романе несомненна. И тогда само собой ра-
зумеющимся оказывается столь широкое, подробное и сатирически заост-
ренное изображение этого «социального» (высшего общества) в целом в
структуре всего романа, воспроизводящего жизнь России в тот период, ко-
гда, по выражению Л.Н.Толстого, «всепереворотилось
и только уклады-
вается».
§ 3. Художественное время в романах И.С.Тургенева
как категория поэтики
И еще об одной художественной особенности романов.
Проблема художественного времени в романах И.С.Тургенева как
предмет специального исследования еще не ставилась. Однако следует от-
метить, что отдельные замечания, наблюдения в этом плане в литературе о
Тургеневе встречаются. Чаще всего речь идет о соотнесенности художест-
венного времени тургеневских романов с
историей
23
.
Наиболее точно характер отношения писателя к историческому времени
определяет Л.М.Долотова: «не преодолеть время в своем повествовании о
событиях, а познать в разных формах, проникнуться его ходом, уловить
подобно Тютчеву, “тень” “жизни быстротечнойстремился Тургенев»
24
.
     Однако у писателя эта мысль несколько осложняется. Художник-
философ, художник-мыслитель, Тургенев понимал, что почвой для «соци-
ального» являются определенные задатки «природного». Люди одного и
того же круга в зависимости от своих «природных» данных оказываются
податливыми тем или другим влияниям различных социальных сред. От-
сюда и определенные акценты. Так, например, Лиза Калитина или Елена
Стахова, принадлежала к дворянской среде, в силу своих природных дан-
ных оказываются поддающимися влиянию людей иного круга, иной соци-
альной среды. Ирина же, хотя и понимает ничтожность окружающих лю-
дей, не может порвать с ними, ибо сама по природе своей чрезвычайно чес-
толюбива и эгоистична. Поэтому определяя соотношение «социального» и
«нравственного», «природ-ного» в образе Ирины, мы должны, несомненно,
помнить о том, что противоречивость «природных» начал ее характера (с
одной стороны, — ум, проницательность; с другой — стремление к лидер-
ству, эгоизм) в конечном счете оказывается снятой теми социальными
влияниями, которые испытывает Ирина. Оказавшись в высшем обществе,
она уже не может уйти из него.
    Доминанта «социального» в романе несомненна. И тогда само собой ра-
зумеющимся оказывается столь широкое, подробное и сатирически заост-
ренное изображение этого «социального» (высшего общества) в целом в
структуре всего романа, воспроизводящего жизнь России в тот период, ко-
гда, по выражению Л.Н.Толстого, «все переворотилось и только уклады-
вается».

            § 3. Художественное время в романах И.С.Тургенева
                          как категория поэтики
      И еще об одной художественной особенности романов.
      Проблема художественного времени в романах И.С.Тургенева как
предмет специального исследования еще не ставилась. Однако следует от-
метить, что отдельные замечания, наблюдения в этом плане в литературе о
Тургеневе встречаются. Чаще всего речь идет о соотнесенности художест-
венного времени тургеневских романов с историей23.
   Наиболее точно характер отношения писателя к историческому времени
определяет Л.М.Долотова: «не преодолеть время в своем повествовании о
событиях, а познать в разных формах, проникнуться его ходом, уловить
подобно Тютчеву, “тень” “жизни быстротечной” стремился Тургенев»24.



                                   76