Романы И.С.Тургенева. Современные проблемы изучения. Иссова Л.Н. - 76 стр.

UptoLike

Составители: 

78
столько картина настоящего, сколько раздумья о будущем. В связи с этим
любопытны и некоторые особенности структуры художественного времени
в них.
Тургенев исследует в своих романах не только время, но и обществен-
ный тип, как производное этого времени.
В первых двух романах, где главные герои (Рудин и Лаврецкий) пред-
ставляют собой тип
«лишнего человека», большая часть ретроспекций свя-
зана именно с ними.
Так, в романе «Рудин» из восьми ретроспекций пять о Рудине. В них
или он сам говорит о себе, или о нем вспоминают Лежнев и Басистов.
В «Дворянском гнезде» писатель рассказывает о прошлом Лаврецкого,
включая в этот рассказ всю историю его
рода. Попутно заметим, что эта
ретроспекция одна из самых больших во всех шести романах. Ей отведено
девять глав.
В двух последующих романах Тургенев создает тип нового человека,
связанного прежде всего с настоящей действительностью. Любопытно, что
ни Инсаров в «Накануне», ни Базаров «Отцах и детях» по существу не
имеют предыстории, исключая кое
-что сказанное об Инсарове Берсеневым,
а о Базарове Аркадием.
В «Накануне» больших ретроспекций нет вообще, а в «Отцах и детях»
это история любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р., т. е. опять, как
и в первых двух романах, это предыстория «лишнего» человека. Тем самым
Тургенев как бы подчеркивает, что его
героиэто люди настоящего мо-
мента жизни.
И, наконец, последние два романа. В «Дыме» Тургенев размышляет о
будущем России, о ее дальнейшем политическом, социальном и экономи-
ческом развитии.
Хотя с Литвиновым и связана основная коллизия романа, тем не менее
он не герой. Почти все критики сходятся на том, что «Дым» — роман
без-
геройный. Л.М.Долотова пишет: «Поиски главного герояДымапредстав-
ляются более или менее бесплодными: им не является в привычном смысле
ни Литвинов, ни Ирина, ни Потугин. Конечно, любовная коллизия романа
связана с Литвиновым, формально с ее завершением оканчивается роман;
вероятно, она действительно восходит к первоначальному тургеневскому
замыслу повести.
Но ни один из героев романа не оправдывает логикой
развития своего характера появление развернутых сцен в кружке Губарева
или в среде баден-баденских генералов. Все эти сцены объединены не ха-
столько картина настоящего, сколько раздумья о будущем. В связи с этим
любопытны и некоторые особенности структуры художественного времени
в них.
    Тургенев исследует в своих романах не только время, но и обществен-
ный тип, как производное этого времени.
    В первых двух романах, где главные герои (Рудин и Лаврецкий) пред-
ставляют собой тип «лишнего человека», большая часть ретроспекций свя-
зана именно с ними.
    Так, в романе «Рудин» из восьми ретроспекций пять о Рудине. В них
или он сам говорит о себе, или о нем вспоминают Лежнев и Басистов.
    В «Дворянском гнезде» писатель рассказывает о прошлом Лаврецкого,
включая в этот рассказ всю историю его рода. Попутно заметим, что эта
ретроспекция одна из самых больших во всех шести романах. Ей отведено
девять глав.
    В двух последующих романах Тургенев создает тип нового человека,
связанного прежде всего с настоящей действительностью. Любопытно, что
ни Инсаров в «Накануне», ни Базаров «Отцах и детях» по существу не
имеют предыстории, исключая кое-что сказанное об Инсарове Берсеневым,
а о Базарове Аркадием.
    В «Накануне» больших ретроспекций нет вообще, а в «Отцах и детях»
это история любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р., т. е. опять, как
и в первых двух романах, это предыстория «лишнего» человека. Тем самым
Тургенев как бы подчеркивает, что его герои — это люди настоящего мо-
мента жизни.
    И, наконец, последние два романа. В «Дыме» Тургенев размышляет о
будущем России, о ее дальнейшем политическом, социальном и экономи-
ческом развитии.
    Хотя с Литвиновым и связана основная коллизия романа, тем не менее
он не герой. Почти все критики сходятся на том, что «Дым» — роман без-
геройный. Л.М.Долотова пишет: «Поиски главного героя “Дыма” представ-
ляются более или менее бесплодными: им не является в привычном смысле
ни Литвинов, ни Ирина, ни Потугин. Конечно, любовная коллизия романа
связана с Литвиновым, формально с ее завершением оканчивается роман;
вероятно, она действительно восходит к первоначальному тургеневскому
замыслу повести. Но ни один из героев романа не оправдывает логикой
развития своего характера появление развернутых сцен в кружке Губарева
или в среде баден-баденских генералов. Все эти сцены объединены не ха-

                                    78