Романы И.С.Тургенева. Современные проблемы изучения. Иссова Л.Н. - 75 стр.

UptoLike

Составители: 

77
Почти все исследователи, обращающиеся к тургеневским романам, от-
мечают и такую особенность художественного времени в них, как наличие
точных хронологических рамок.
И действительно, каждый из романов, кроме первогоРудин»), начи-
нается с временного указателя. Ранее мы уже приводили эти указатели из
текста романов. Отмечая эти особенности, почти все исследователи едино-
душно
указывают на небольшой объем тургеневских романов и, очевидно,
связанную с этим особую спрессованность времени.
А.И.Батюто выделяет как характернейшую особенность вообще струк-
туры тургеневского романа подчеркнутую прерывистость повествования,
которая обнаруживается и в движении времени в романе. Проследим это в
«Рудине».
В 1-3-й главах повествуется о событиях первого дня, в
4-5-й главахо
событиях второго дня. Затем автор фиксирует промежуток между дейст-
виями в два месяца и описывает события пяти дней. А указав в промежуток
в два года, рассказывает еще об одном дне. И наконец, эпилог, повествую-
щий о судьбе главных героев.
И почти такая же картина прослеживается во всех
шести романах.
Но при этом, как уже было отмечено нами, хронологические рамки од-
ного романа как бы продолжаются другим. В результате создается впечат-
ление общей непрерывности временного потока. Это подтверждается и ци-
тированными нами уже словами писателя из его «Предисловия» к романам.
Не случайно Тургенев здесь пользуется шекспировским выражением «the
body and pressure of time» («самый
образ и давление времени»). Дело в том,
что Шекспир рассматривает время как совокупность обстоятельств и ос-
новных тенденций эпохи. По его мнению, образ времени дает ощущение
скрытых законов развития.
И Тургеневу тоже было важно проследить общие законы развития об-
щества, которые находят выраженея не в движении времени, создать его
целостный образ
.
Но обращаясь к воссозданию в романах сложного и чрезвычайно насы-
щенного важными событиями временного отрезка (с 40-х до 70-х годов
XIX века), Тургенев стремился выявить какие-то закономерности.
Выше мы уже говорили о циклизации романов: два первыеРудин» и
«Дворянское гнездо») обращены хотя и к недалекому, но все-таки про-
шлому России, два следующиеНакануне» и «Отцы и дети») связаны с на-
стоящем России, и, наконец, два последниеДым» и «Новь») — это не
   Почти все исследователи, обращающиеся к тургеневским романам, от-
мечают и такую особенность художественного времени в них, как наличие
точных хронологических рамок.
   И действительно, каждый из романов, кроме первого («Рудин»), начи-
нается с временного указателя. Ранее мы уже приводили эти указатели из
текста романов. Отмечая эти особенности, почти все исследователи едино-
душно указывают на небольшой объем тургеневских романов и, очевидно,
связанную с этим особую спрессованность времени.
   А.И.Батюто выделяет как характернейшую особенность вообще струк-
туры тургеневского романа подчеркнутую прерывистость повествования,
которая обнаруживается и в движении времени в романе. Проследим это в
«Рудине».
   В 1-3-й главах повествуется о событиях первого дня, в 4-5-й главах — о
событиях второго дня. Затем автор фиксирует промежуток между дейст-
виями в два месяца и описывает события пяти дней. А указав в промежуток
в два года, рассказывает еще об одном дне. И наконец, эпилог, повествую-
щий о судьбе главных героев.
   И почти такая же картина прослеживается во всех шести романах.
   Но при этом, как уже было отмечено нами, хронологические рамки од-
ного романа как бы продолжаются другим. В результате создается впечат-
ление общей непрерывности временного потока. Это подтверждается и ци-
тированными нами уже словами писателя из его «Предисловия» к романам.
Не случайно Тургенев здесь пользуется шекспировским выражением «the
body and pressure of time» («самый образ и давление времени»). Дело в том,
что Шекспир рассматривает время как совокупность обстоятельств и ос-
новных тенденций эпохи. По его мнению, образ времени дает ощущение
скрытых законов развития.
   И Тургеневу тоже было важно проследить общие законы развития об-
щества, которые находят выраженея не в движении времени, создать его
целостный образ.
   Но обращаясь к воссозданию в романах сложного и чрезвычайно насы-
щенного важными событиями временного отрезка (с 40-х до 70-х годов
XIX века), Тургенев стремился выявить какие-то закономерности.
   Выше мы уже говорили о циклизации романов: два первые («Рудин» и
«Дворянское гнездо») обращены хотя и к недалекому, но все-таки про-
шлому России, два следующие («Накануне» и «Отцы и дети») связаны с на-
стоящем России, и, наконец, два последние («Дым» и «Новь») — это не

                                    77