Составители:
Рубрика:
79
рактером героя, а проблемой европейской цивилизации, соотнесенной с во-
просом о путях развития России»
25
. Здесь уместно вспомнить слова Поту-
гина о будущей деятельности Литвинова.
Роман Новь» еще больше ориентируется на это будущее. Во-первых,
один из главных героев романа, за которым, по мнению Тургенева, буду-
щее, Соломин. И, как Инсаров и Базаров, он охарактеризован без предыс-
тории, без ретроспекций.
Формы движения времени обычно связаны
с героями. Художественное
время, соотнесенное с Неждановым, движется в романе зигзагообразно: то
медленно, плавно, то автор отмечает: «Жизнь побежала…,…неделя прошла
незаметно» (С., XII, 61), или «так шли дни — туго, неровно, но не скуч-
но»(С., XII, 100).
Любопытно, что сюжетное время в романе не останавливается со смер-
тью Нежданова, но теперь уже оно соотносится
с Соломиным и Мариан-
ной. И характер его движения иной.
Соломин и Марианна — это люди действия. События, связанные с ни-
ми, развиваются значительно быстрее. Сразу же после того, как Нежданов
ушел из жизни, Марианна и Соломин уезжают. Далее автор так констати-
рует движение времени: «Через два дня после всех этих
происшествий к
“складному” попу Зосиме въехала на двор тележка, в которой сидели муж-
чина и женщина, уже известные нам, и на другой день после их приезда
они сочетались браком. Вскоре потом они исчезли — и добрый Зосима
нисколько не горевал о том, что он сделал» (С., XII, 290-291) (выделено на-
ми. — Л.И.
).
Как видим, движение времени, связанного с Марианной и Соломиным,
стремительно и, кроме того, оно не обрывается, ибо позже мы узнаем, что
Соломин явился в суд, что у него где-то свой завод и Марианна с ним. По
словам Паклина, Соломин «дела своего не оставил» (С., XII, 295), и в этих
словах ощущается
явная обращенность к будущему.
Итак, движение сюжетного времени тесно связано с главными персона-
жами, и в каждом романе оно имеет свои специфические особенности. А в
цикле романов в целом прослеживается своя закономерность. В первом ро-
мане сюжетное время обрывается вместе со смертью Рудина.
Лаврецкий и Лиза — это люди, по словам автора
, хотя «еще живые, но
уже сошедшие с земного поприща» (С., VII, 294), поэтому и в романе
«Дворянское гнездо» мы встречаемся с тем же приемом, т. е. движение сю-
рактером героя, а проблемой европейской цивилизации, соотнесенной с во- просом о путях развития России»25. Здесь уместно вспомнить слова Поту- гина о будущей деятельности Литвинова. Роман Новь» еще больше ориентируется на это будущее. Во-первых, один из главных героев романа, за которым, по мнению Тургенева, буду- щее, Соломин. И, как Инсаров и Базаров, он охарактеризован без предыс- тории, без ретроспекций. Формы движения времени обычно связаны с героями. Художественное время, соотнесенное с Неждановым, движется в романе зигзагообразно: то медленно, плавно, то автор отмечает: «Жизнь побежала , неделя прошла незаметно» (С., XII, 61), или «так шли дни туго, неровно, но не скуч- но»(С., XII, 100). Любопытно, что сюжетное время в романе не останавливается со смер- тью Нежданова, но теперь уже оно соотносится с Соломиным и Мариан- ной. И характер его движения иной. Соломин и Марианна это люди действия. События, связанные с ни- ми, развиваются значительно быстрее. Сразу же после того, как Нежданов ушел из жизни, Марианна и Соломин уезжают. Далее автор так констати- рует движение времени: «Через два дня после всех этих происшествий к складному попу Зосиме въехала на двор тележка, в которой сидели муж- чина и женщина, уже известные нам, и на другой день после их приезда они сочетались браком. Вскоре потом они исчезли и добрый Зосима нисколько не горевал о том, что он сделал» (С., XII, 290-291) (выделено на- ми. Л.И.). Как видим, движение времени, связанного с Марианной и Соломиным, стремительно и, кроме того, оно не обрывается, ибо позже мы узнаем, что Соломин явился в суд, что у него где-то свой завод и Марианна с ним. По словам Паклина, Соломин «дела своего не оставил» (С., XII, 295), и в этих словах ощущается явная обращенность к будущему. Итак, движение сюжетного времени тесно связано с главными персона- жами, и в каждом романе оно имеет свои специфические особенности. А в цикле романов в целом прослеживается своя закономерность. В первом ро- мане сюжетное время обрывается вместе со смертью Рудина. Лаврецкий и Лиза это люди, по словам автора, хотя «еще живые, но уже сошедшие с земного поприща» (С., VII, 294), поэтому и в романе «Дворянское гнездо» мы встречаемся с тем же приемом, т. е. движение сю- 79