Составители:
Рубрика:
81
том постепенно набирает скорость. Счет времени идет на дни, потом неде-
ли, месяцы и уже перед эпилогом или в эпилоге — на годы.
Так как в романе много диалогических сцен, то движение художествен-
ного времени часто приближается к реальному, как в драме.
Как видим, организация художественного времени в романах Тургенева
тесно связана
с его жанровой спецификой: небольшим объемом, драмати-
зированной формой и циклизацией.
Завершая рассмотрение романов И.С.Тургенева, мы должны отметить,
что в современном литературоведении наметились новые аспекты их изу-
чения: большое внимание стало уделяться их нравственно-философскому
содержанию, художественному своеобразию.
Но как уникальное явление литературы, они неисчерпаемы в их пости-
жении. Каждый новый этап жизни выдвигает в них что-то новое.
Примечания:
1.
Цейтлин А.Г. Мастерство Тургенева-романиста. М., 1958.
2. Пустовойт П.Г. Проблемы изучения творчества Тургенева // Творчество
И.С.Тургенева. Сборник научных трудов. Курск, 1984.
3. См., например, Пустовойт П.Г. И.С.Тургенев-художник слова. МГУ, 1980;
Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. М., 1979.
4. Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман XIX века
(30-50-е годы). Л., 1982.
5. Батюто А.И. Структурно-жанровое своеобразие романов Тургенева 50-х —
начала 60-х годов // Проблемы реализма русской литературы XIX века. М.; Л.,
1961.
6. Курляндская Г.Б. Структура повести и романа И.С.Тургенева 1850-х годов.
Тула, 1977.
7. Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман XIX века
(30-50-е годы). Цит. изд.
8. Пустовойт П.Г. И.С.Тургенев-художник слова. Цит. изд.
9. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. Цит. изд.
10. Там же. С. 215.
11. Батюто А.И. Творчество И.С.Тургенева и критико-эстетическая мысль его
времени. Л.: Наука, 1990. С. 99.
12. См.: Авдеев М. Наше общество (1820-1870) в героях и героинях литерату-
ры. Спб., 1874; Овсянико-Куликовский Д. Этюды о творчестве И.С.Тургенева. 2-е
изд. Спб., 1904; Чернышев К. «Лишние люди» и женские типы в романах и повес-
том постепенно набирает скорость. Счет времени идет на дни, потом неде- ли, месяцы и уже перед эпилогом или в эпилоге на годы. Так как в романе много диалогических сцен, то движение художествен- ного времени часто приближается к реальному, как в драме. Как видим, организация художественного времени в романах Тургенева тесно связана с его жанровой спецификой: небольшим объемом, драмати- зированной формой и циклизацией. Завершая рассмотрение романов И.С.Тургенева, мы должны отметить, что в современном литературоведении наметились новые аспекты их изу- чения: большое внимание стало уделяться их нравственно-философскому содержанию, художественному своеобразию. Но как уникальное явление литературы, они неисчерпаемы в их пости- жении. Каждый новый этап жизни выдвигает в них что-то новое. Примечания: 1. Цейтлин А.Г. Мастерство Тургенева-романиста. М., 1958. 2. Пустовойт П.Г. Проблемы изучения творчества Тургенева // Творчество И.С.Тургенева. Сборник научных трудов. Курск, 1984. 3. См., например, Пустовойт П.Г. И.С.Тургенев-художник слова. МГУ, 1980; Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. М., 1979. 4. Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30-50-е годы). Л., 1982. 5. Батюто А.И. Структурно-жанровое своеобразие романов Тургенева 50-х начала 60-х годов // Проблемы реализма русской литературы XIX века. М.; Л., 1961. 6. Курляндская Г.Б. Структура повести и романа И.С.Тургенева 1850-х годов. Тула, 1977. 7. Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30-50-е годы). Цит. изд. 8. Пустовойт П.Г. И.С.Тургенев-художник слова. Цит. изд. 9. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. Цит. изд. 10. Там же. С. 215. 11. Батюто А.И. Творчество И.С.Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л.: Наука, 1990. С. 99. 12. См.: Авдеев М. Наше общество (1820-1870) в героях и героинях литерату- ры. Спб., 1874; Овсянико-Куликовский Д. Этюды о творчестве И.С.Тургенева. 2-е изд. Спб., 1904; Чернышев К. «Лишние люди» и женские типы в романах и повес- 81